Подобный пост есть у меня в каждом году. Вот уже третий раз я хочу всем напомнить об этом конкурсе, а конкретнее, о том, что 14 ноября уже в 14-ый раз для всех школьников, который любят русский язык, любят лингвистику (или просто хотят узнать, что это, но потом полюбят!), любят испытывать свой мозг и контролировать кривизну извилин, любят проверку знаний в формате игры состоится очередной конкурс "Русский медвежонок". Будучи школьником, я участвовал в нём шесть раз, занимал восьмое и первое место в регионе, выкладывал в блог задачи моего авторства здесь и здесь (но однажды мне сказали, что задачки не очень плохие, поэтому в блог я их выкладывать перестал, и они направились в нужное русло:) ), выкладывал собственные теоретические размышления и практические разборы задач для подготовки (всё это я назвал курс подготовки и в очередной раз предлагаю ознакомиться с этой писаниной перед конкурсом). Но ещё в этом очередном посте в преддверии конкурса я бы хотел прокомментировать основные претензии, которые предъявляются участниками конкурса его организаторам. Конечно, на форуме , где они и предъявляются, организаторы всегда подробно разъясняют все моменты, но мне хотелось бы собрать в этом посте все претензии, которые по сути сводятся к трём, и изложить по ним свои "мысли вслух".
Итак, если вы уже знакомы с тем, что конкурсы бывают разные, и, услышав о Медвежонке, решаете, участвовать или нет, ознакомьтесь с особенностями этого конкурса, прочитав основные претензии к нему от участников. От себя могу сказать, что я неугомонный любитель лингвистики и что данный конкурс - это почти единственное, чем может утолить свой интеллектуальный голод сегодня подобный школьник-любитель. НО! Это моё личное мнение, которое я не хочу никому навязывать, поэтому, будучи взыскательным почемучкой, предлагаю каждому составить своё собственное мнение об РМ именно на основе претензий.
Претензия№1 Это задание требует знания иностранного языка!
Несомненно, в РМ множество таких заданий (правда, в целом не больше 2-3 на вариант, а то и одно), но в этом-то и изюминка конкурса, который называется конкурсом по русскому языку и лингвистике. Узнать, что это значит - "конкурс по лингвистике", - можно и на сайте "Линг-линг", и в одном из постов моего блога, посмотреть лингвистические задачи можно также на самом сайте (учтите, что по ссылке намного более сложные задачи, чем в РМ, тем не менее рассчитанные на школьников) или опять же у меня в блоге (специальный пост с элементарными задачами из РМ).
Главное, что здесь нужно запомнить: лингвистическая задача НИКОГДА не требует знания языка, на основе которого она составлена.
Ниже приведу 2-3 задачки для тех, кому лень гулять по ссылкам.
Итак, если вы уже знакомы с тем, что конкурсы бывают разные, и, услышав о Медвежонке, решаете, участвовать или нет, ознакомьтесь с особенностями этого конкурса, прочитав основные претензии к нему от участников. От себя могу сказать, что я неугомонный любитель лингвистики и что данный конкурс - это почти единственное, чем может утолить свой интеллектуальный голод сегодня подобный школьник-любитель. НО! Это моё личное мнение, которое я не хочу никому навязывать, поэтому, будучи взыскательным почемучкой, предлагаю каждому составить своё собственное мнение об РМ именно на основе претензий.
Претензия№1 Это задание требует знания иностранного языка!
Несомненно, в РМ множество таких заданий (правда, в целом не больше 2-3 на вариант, а то и одно), но в этом-то и изюминка конкурса, который называется конкурсом по русскому языку и лингвистике. Узнать, что это значит - "конкурс по лингвистике", - можно и на сайте "Линг-линг", и в одном из постов моего блога, посмотреть лингвистические задачи можно также на самом сайте (учтите, что по ссылке намного более сложные задачи, чем в РМ, тем не менее рассчитанные на школьников) или опять же у меня в блоге (специальный пост с элементарными задачами из РМ).
Главное, что здесь нужно запомнить: лингвистическая задача НИКОГДА не требует знания языка, на основе которого она составлена.
Ниже приведу 2-3 задачки для тех, кому лень гулять по ссылкам.
2-3 классы.
28. Слова кашне, кашпо и пенсне пришли в русский язык из фран-
цузского. Во французском языке каждое из них составлено из двух
слов. Как выглядят их буквальные переводы?
(А) спрячь-горшок, прищеми-нос, спрячь-нос;
(Б) спрячь-нос, спрячь-горшок, прищеми-нос;
(В) прищеми-нос, спрячь-горшок, спрячь-нос;
(Г) спрячь-нос, прищеми-нос, спрячь-горшок;
(Д) прищеми-нос, спрячь-нос, спрячь-горшок.
6-7 классы.
30. В армянском языке названия месяцев похожи на русские: майис — май,
огостос — август, септембер — сентябрь. Ниже даны армянские названия
месяцев: март, апрель, май, июнь, июль — в армянской графике:
Ù³ñï, Ù³ÛÇë, ÑáõÉÇë, ÑáõÝÇë, ³åñÇÉ
В каком порядке они записаны?
(А) июнь, июль, март, май, апрель;
(Б) июль, июнь, май, март, апрель;
(В) март, май, июль, июнь, апрель;
(Г) май, март, июнь, июль, апрель;
(Д) март, май, июнь, июль, апрель.
Претензия№2. Это задание не связано ни с русским языком, ни с лингвистикой!
Эта претензия, как правило, относится к заданиям, которые не столько сложные, сколько необычные, они не требуют узких знаний, но сформулированы так, что непонятно "куда копать", напоминая этим вопросы из интеллектуальной игры "Что? Где? Когда?". С одной стороны, к ним нельзя дать универсальных рекомендаций по решению, с другой нужно помнить, что задание решается легко, если догадаться, в чём соль. Здесь может помочь не только так называемое языковое чутьё, но и набитая рука, так что тренируйтесь перед конкурсом на всём, чём можно:) Несмотря на то что для заданий нужны не знания очень узких фактов, а логическое мышление и языковое чутьё, некоторые всерьёз думают, что малоизвестного писателя XIX века нужно просто знать. Это, конечно, не так.
Главное, что здесь нужно помнить: лингвистическая задача НИКОГДА не требует знания узких фактов.
Вот 5 примеров таких задач прошлых лет (ответ выделил жирным, а над решением подумайте, можно спросить в комментариях)..
Главное, что здесь нужно помнить: лингвистическая задача НИКОГДА не требует знания узких фактов.
Вот 5 примеров таких задач прошлых лет (ответ выделил жирным, а над решением подумайте, можно спросить в комментариях)..
2010
г., 2-3 кл.
25. Художник Тюбик посадил у своего дома малину,
сирень, розы и ...
(А) астры; (Б) бамбук; (В) вишни; (Г) георгины; (Д)
клёны.
2011
г., 4-5 кл.
28. На вывеске одного петербургского магазина
нарисованы три
кошачьих фигурки и написана одна буква. Какая это
буква?
(А) Ё; (Б) Ж; (В) З; (Г) И; (Д) Ы.
2012
г., 6-7 кл.
27. Слоган известной поисковой системы гласит:
«Яндекс» — найдётся всё. А
если спросить сотрудника «Яндекса», кто нарисован на
каждой странице одного
из фирменных блокнотов его компании, он наверняка
скажет: Наш ... .
(А) сыщик; (Б) пёс; (В) конь; (Г) кот; (Д) лось.
2012
г., 8-9 кл.
29.
Большинство астероидов движется вокруг Солнца против часовой
стрелки. Одним из исключений является астероид,
который называется...
(А) Диадема; (Б) Диалекта; (В) Диоретса; (Г)
Диабата; (Д) Диомея.
2011
г., 10-11 кл.
5. 5 апреля 1941
года семнадцатилетний король Югославии Пётр подписал Договор о
дружбе и ненападении междуЮгославией и СССР. Тогда
же родилась такая шутка:
Почему югославский король решил подружиться с СССР?
Потому что он ... и молод.
Какое слово мы заменили многоточием?
(А) македонец; (Б) серб; (В) словенец; (Г) хорват;
(Д) черногорец.
Пртензия№3. Это задание некорректно!
Это самая серьёзная претензия из всех, которые мне известны. Корректность задания, собственно, складывается из следующего:
-достоверный фоновый материал (за рядом очевидных исключений);
-наличие только одного верного варианта ответа.
Как правило, претензии этого типа связаны со вторым пунктом корректности и основаны на том, что участники обнаруживают отличный от авторского ход решения. Конечно, в большинстве случаев это связано с неполным пониманием замысла автора, с неучитыванием определённых тонкостей в условии задачи и так далее. В исключительных случаях, когда авторы, как оказывается, действительно упускают тот или иной момент в задаче и в ней возможно более одного решения, ответы, правильность которых доказана логическими рассуждениями и источниками, объявляются также правильными и засчитываются ВСЕМ участникам (то есть, даже тем, кто и ухом не вёл ничего доказывать). Ниже фрагмент сообщения на форуме конкурса с задачами, дуальные ответы на которые были доказаны участниками и засчитаны методкомиссией как верные.
РМ-2010, 2-3 классы
13. Школьная оценка, которую в прежние времена называли "посредственно", - это
(А) пятёрка; (Б) четвёрка; (В) тройка; (Г) двойка; (Д) единица.
Правильный ответ: В
РМ-2011, 4-5 классы
11. Куда дует северо-западный ветер?
(А) на северо-запад; (Б) на юго-восток;
(В) порывами то на север, то на запад;
(Г) порывами то на юг, то на восток;
(Д) может дуть на северо-запад, а может - на юго-восток.
Правильный ответ: Б
...РМ-2010, 2-3 классы
После проведения конкурса нашёлся человек, который обнаружил, что согласно системе оценок, принятой в 19 веке (!), "посредственно" - это двойка. Большинство детей 2-3 классов с этой системой оценок не знакомо.
РМ-2011, 4-5 классы
После проведения конкурса нашёлся человек, который обнаружил, что согласно определению направления ветра, принятому в аэронавигации, северо-западный ветер дует на северо-запад. Большинство детей с этим определением направления ветра не знакомо (хотя один - точно знаком).
РМ-2010, 2-3 классы
Методическая комиссия конкурса принимает решение считать правильными ответами на задание варианты (В) и (Г).
РМ-2011, 4-5 классы ...
Дискуссия 2011 года закончилась тем, что комиссия признала правильным и ответ (Д). Помните, что задания любого конкурса и даже КИМы ЕГЭ составляют... люди (это был секрет, но ладно), а что-то не предусмотреть может каждый. Поэтому вы всегда можете высказать свои претензии на форуме конкурса, а если вы почувствовали, что в задание закралась некорректность, помните:
-вы можете быть НЕ правы;
-вы можете быть правы;
-некорректные задания, конечно, могут быть, как в РМ, так и в любом другом конкурсе:
-некорректные задания - исключительная редкость, в РМ пока не выявлялось более одного задания из 150 в год.
Но главное: доказывать свою правоту на форуме нужно:
-на основе конструктивного диалога;
-с использованием конкретных аргументов на основе теории языка или другой науки и логического рассуждения;
-при необходимости с использованием авторитетных источников выдвигаемых утверждений и так далее.
И напоследок, хотелось бы закончить свой пост пятью утверждениями о конкурсе в целом.
Пртензия№3. Это задание некорректно!
Это самая серьёзная претензия из всех, которые мне известны. Корректность задания, собственно, складывается из следующего:
-достоверный фоновый материал (за рядом очевидных исключений);
-наличие только одного верного варианта ответа.
Как правило, претензии этого типа связаны со вторым пунктом корректности и основаны на том, что участники обнаруживают отличный от авторского ход решения. Конечно, в большинстве случаев это связано с неполным пониманием замысла автора, с неучитыванием определённых тонкостей в условии задачи и так далее. В исключительных случаях, когда авторы, как оказывается, действительно упускают тот или иной момент в задаче и в ней возможно более одного решения, ответы, правильность которых доказана логическими рассуждениями и источниками, объявляются также правильными и засчитываются ВСЕМ участникам (то есть, даже тем, кто и ухом не вёл ничего доказывать). Ниже фрагмент сообщения на форуме конкурса с задачами, дуальные ответы на которые были доказаны участниками и засчитаны методкомиссией как верные.
РМ-2010, 2-3 классы
13. Школьная оценка, которую в прежние времена называли "посредственно", - это
(А) пятёрка; (Б) четвёрка; (В) тройка; (Г) двойка; (Д) единица.
Правильный ответ: В
РМ-2011, 4-5 классы
11. Куда дует северо-западный ветер?
(А) на северо-запад; (Б) на юго-восток;
(В) порывами то на север, то на запад;
(Г) порывами то на юг, то на восток;
(Д) может дуть на северо-запад, а может - на юго-восток.
Правильный ответ: Б
...РМ-2010, 2-3 классы
После проведения конкурса нашёлся человек, который обнаружил, что согласно системе оценок, принятой в 19 веке (!), "посредственно" - это двойка. Большинство детей 2-3 классов с этой системой оценок не знакомо.
РМ-2011, 4-5 классы
После проведения конкурса нашёлся человек, который обнаружил, что согласно определению направления ветра, принятому в аэронавигации, северо-западный ветер дует на северо-запад. Большинство детей с этим определением направления ветра не знакомо (хотя один - точно знаком).
РМ-2010, 2-3 классы
Методическая комиссия конкурса принимает решение считать правильными ответами на задание варианты (В) и (Г).
РМ-2011, 4-5 классы ...
Дискуссия 2011 года закончилась тем, что комиссия признала правильным и ответ (Д). Помните, что задания любого конкурса и даже КИМы ЕГЭ составляют... люди (это был секрет, но ладно), а что-то не предусмотреть может каждый. Поэтому вы всегда можете высказать свои претензии на форуме конкурса, а если вы почувствовали, что в задание закралась некорректность, помните:
-вы можете быть НЕ правы;
-вы можете быть правы;
-некорректные задания, конечно, могут быть, как в РМ, так и в любом другом конкурсе:
-некорректные задания - исключительная редкость, в РМ пока не выявлялось более одного задания из 150 в год.
Но главное: доказывать свою правоту на форуме нужно:
-на основе конструктивного диалога;
-с использованием конкретных аргументов на основе теории языка или другой науки и логического рассуждения;
-при необходимости с использованием авторитетных источников выдвигаемых утверждений и так далее.
И напоследок, хотелось бы закончить свой пост пятью утверждениями о конкурсе в целом.
- "Русский медвежонок" - это не олимпиада и не тестирование, это ИГРА-конкурс, причём игра на любителя.
- ВСЕ задания требуют только знания школьной программы и логического мышления. Одно и то же задание конкурса может не решить иной взрослый, но решит иной ребёнок.
- Участие в конкурсе - дело ДОБРОВОЛЬНОЕ. Никто не может заставить никого.
- Участником конкурса может стать любой желающий школьник, он не рассчитан только на вундеркиндов.
- Главное в конкурсе не поставить 30 крестиков в бланке и обо всём забыть через секунду и на год. Заставьте себя понять КАЖДОЕ задание. Ищите ответы после конкурса в литературе, в Интернете, общайтесь на форуме конкурса.
УДАЧИ ТЕМ, КТО С НЕТЕРПЕНИЕМ ЖДЁТ "МЕДВЕЖОНКА-2013"
Евгений, здравствуйте! Мои малышата скоро будут участвовать в "РМ", поэтому внимательно читаю всё, что относится к конкурсу. У меня вопрос. А почему Вы сочли некорректным это задание?
ОтветитьУдалитьРМ-2011, 4-5 классы
11. Куда дует северо-западный ветер?
(А) на северо-запад; (Б) на юго-восток;
(В) порывами то на север, то на запад;
(Г) порывами то на юг, то на восток;
(Д) может дуть на северо-запад, а может - на юго-восток.
Правильный ответ: Б
Потому, что оно относится к географии, а не к русскому языку?
Это задание счёл некорректным не я, а другие участники форума. Дело в том, что один из участников заметил, что в аэронавигации ветер называют не так, как в метеорологии, то есть не по тому, откуда дует, а потому, куда дует. Это было подтверждено источниками, и вместе с ответом (Б) был зачтён ответ (Д).Подробнее об этой ситуации читайте на форуме по ссылке, которая дана у меня в посте.
УдалитьСпасибо за внимание к моему блогу.