Скоро грядёт муниципальный тур Всероссийских предметных олимпиад, и я продолжаю выкладывать посты по подготовке к ней.
Сегодня я приведу образцы заданий по теории литературы, которые, как правило, входят в число возможных заданий. Вернее, задания на теорию литературы будут на Олимпиаде абсолютно точно, а вот какие их типы в методических рекомендациях сайта строго не регламентируется. Здесь всё зависит от организаторов школьного и муниципального туров.
Вот всё, что сказано на сайте на этот счёт.
Третий вариант (задания по теории, истории литературы и культуре; литературно-творческая работа)
Задания заключительного тура (здесь имеется в виду заключительного третьего варианта - прим. авт), как правило, должны состоять из двух блоков, имеющих вполне самостоятельное значение: историко-литературного и теоретико-литературного.
По содержанию задания многообразны – от определения авторства текстов до оценки и осмысления тропов, жанров, словесных образов и т.д.
Столь же разнообразны они и по форме. Здесь и тесты, и вопросы на индивидуальное осмысление фактов, задания «игрового» характера и задания, требующие творческого подхода.
Литература тесно взаимосвязана с другими видами искусства. Поэтому в заключительном туре олимпиады ее участникам предлагаются задания, содержания которых показывает взаимодействие литературы с театром, музыкой, живописью, балетом, кино и т.д.
Критерии проверки заданий уже выкладывал
Примеры в рекомендациях отсутствуют, есть отсылка на какой-то раздел учебно-методической литературы для подготовки, который я так и не нашёл на сайте:( Поэтому предлагаю образцы заданий из Сети.
9 класс.
1.1
Определить название произведения и его автора по отрывку:
·
Шумим, братец, шумим.
·
У меня лёгкость необыкновенная в мыслях.
·
Хоть нежности сердечной
В любви я не лишён.
Героев славой вечной
Я больше восхищен.
1.2
Соотнести годы жизни и имена писателей:
1711
– 1765
|
В.А. Жуковский
|
|
1743
– 1816
|
Г.Р. Державин
|
|
1766
– 1826
|
Н.М. Карамзин
|
|
1783
– 1852
|
Н.В. Гоголь
|
|
1809
– 1852
|
М.В. Ломоносов
|
1.3
Составить статью для словаря литературоведческих терминов – «Басня». Привести
пример произведения этого жанра.
1.4
Используя изобразительно-выразительные средства языка и стилистические фигуры,
составить словесный портрет персонажа из поэмы М.Ю Лермонтова «Мцыри».
Написать
сочинение, проанализировав стихотворение А.С. Пушкина «Элегия» («Безумных лет
угасшее веселье…»). При желании вы можете использовать следующий план
(полностью или частично).
10 класс.
1.1
Определите название произведения и его автора по отрывку:
•По
мшистым, топким берегам
Чернели
избы здесь и там,
Приют
убого чухонца;
И
лес, неведомый лучам
В
тумане спрятанного солнца,
Кругом
шумел.
•
Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем.
•
Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Так бы вот села на
корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки… и полетела бы.
1.2
Соотнесите годы жизни и имена писателей:
1818
– 1883
|
А.Н. Островский
|
|
1821
– 1881
|
И.С. Тургенев
|
|
1823
– 1886
|
Н.С. Лесков
|
|
1826
– 1889
|
М. Е. Салтыков-Щедрин
|
|
1831
– 1895
|
Ф.М. Достоевский
|
1.3
Составить статью для словаря литературоведческих терминов – «Сказ». Привести
пример произведения этого жанра.
1.4
Используя изобразительно-выразительные средства языка и стилистические фигуры,
составить словесный портрет персонажа из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» (по
выбору учащегося).
11 класс
1.1
Определите название произведения и его автора по отрывку:
•
Вся Россия – наш сад.
•
Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд – обязанность, жизнь –
рабство!
•
Бой
идёт святой и правый,
Смертный
бой не ради славы –
Ради
жизни на земле.
1.2
Соотнесите годы жизни и имена писателей:
1860
– 1904
|
А.А. Ахматова
|
|
1868
– 1936
|
В.В. Маяковский
|
|
1870
– 1953
|
А.П. Чехов
|
|
1889
– 1966
|
М. Горький
|
|
1893
– 1930
|
И.А. Бунин
|
1.3
Составить статью для словаря литературоведческих терминов – «Ирония». Привести
пример.
1.4
Используя изобразительно-выразительные средства языка и стилистические фигуры,
составить словесный портрет персонажа из романа Ф.М. Достоевского «Преступление
и наказание» (по выбору учащегося).
Ответы.
9 класс.
1.
А.С. Грибоедов «Горе от ума».
Н.В.
Гоголь «Ревизор».
М.В.
Ломоносов «Разговор с Анакреоном».
2
1711
– 1765
|
М.В. Ломоносов
|
|
1743
– 1816
|
Г.Р. Державин
|
|
1766
– 1826
|
Н.М. Карамзин
|
|
1783
– 1852
|
В.А. Жуковский
|
|
1809
– 1852
|
Н.В. Гоголь
|
3.
Басня – краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, в
котором есть аллегория. Действующими лицами в басне часто выступают животные,
предметы, в которых проявляются человеческие качества. Басни И.А. Крылова
«Ворона и Лисица».
10 класс.
1.
А.С.
Пушкин «Медный всадник».
А.Н
Островский «Гроза».
Л.Н.
Толстой «Война и мир».
2.
1818
– 1883
|
И.С. Тургенев
|
|
1821
– 1881
|
Ф.М. Достоевский
|
|
1823
– 1886
|
А.Н. Островский
|
|
1826
– 1889
|
М.Е. Салтыков-Щедрин
|
|
1831
– 1895
|
Н.С. Лесков
|
3.
Сказ – способ повествования, ориентированный на воспроизведение живой, устной
речи (например, «Левша» Н.С. Лескова).
11 класс.
1.
А.П. Чехов «Вишнёвый сад».
М.
Горький «На дне».
А.Т.
Твардовский «Василий Тёркин».
2.
1860
– 1904
|
А.П. Чехов
|
|
1868
– 1936
|
М. Горький
|
|
1870
– 1953
|
И.А. Бунина
|
|
1889
– 1966
|
А.А. Ахматова
|
|
1893
– 1930
|
В.В. Маяковский
|
3.
Ирония – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. В
ироническом высказывании комический эффект достигается тем, что истинный смысл
высказывания замаскирован: говорится прямо противоположное тому, что
подразумевается. Например: «Откуда, умная, бредёшь ты, голова?»
Задания взяты отсюда.
Задания взяты отсюда.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Спасибо вам за то, что читаете мой блог! Мне будут очень полезны ваши комментарии по теме этого сообщения.
Если у вас нет аккаунта в Blogger, то, чтобы оставить комментарий, выберете из выпадающего меню строчку Имя/URL, укажите своё имя и напишите отзыв в поле для текста.
Анонимность не приветствуется.
Чтобы вставить гиперссылку, используйте код:
<a href="ССЫЛКА">ТЕКСТ</a>