О синквейнах я узнал только в начале этого года.
Старею:) Спасибо, Географочке. Сразу как-то не проникся. Я вообще редко
рефлексирую.
Потом в группе ВК «Мой 18 век» (ресурс Татьяны
Журавлёвой, МГГУ) появилась презентация, которая всё расставила по полочкам.
Синквейны from Евгений Бикмаев
Ключевой момент, впрочем, был один: до этого я и не мог уяснить идею, что синквейн
может нести информативную функцию, то есть быть микроконспектом. Хотя,
признаюсь, после составления двадцати синквейнов я понял, что рефлексия у меня
на первом месте. Конспектность просто дополняет её, создаёт структуру, «чистая» рефлексия не была бы для меня мотивом писать синквейны, а так вроде бы практическое
применение какое-то. Но сразу две поправки. Я могу использовать свой синквейн,
чтобы раскрыть тему, но нельзя написать такой сиквейн, по которому эту тему раскроет
любой другой знающий её человек. Конспект можно передать кому-то, и человек,
знающий тему, раскроет её с равным успехом и по чужому конспекту. В крайнем
случае можно пропустить «западающие» темы и добавить в устном ответе свои (или
не добавить, если особо нечего). С синквейном так не всегда получится. Это
всё-таки художественное произведение (и литературный, и дидактический). Это моё
субъективное отражение изученной темы или прочитанной книги, по этому отражению
я могу воспроизвести свой опыт заново, причём лучше устно, чем письменно.
Другой человек не может воспроизвести свой опыт по моему синквейну, он может только
пережить свой опыт или попытаться описать мой, но это сложнее.
Вот на последние слова я хочу обратить внимание.
Речь не идёт о том, что чужой синквейн нельзя использовать как чужой
микроконспект. Напротив, я был бы счастлив, если бы в школе получил задание
раскрыть тему на основе данного синквейна. Но принципиальная разница есть. Любой
конспект – это «сухой» и «голый» информационный продукт. Конспекты могут
отличаться только структурой, степенью и качеством сжатия исходного текста.
Конспекты можно сравнивать и оценивать. Рассказ по чужому или своему конспекту –
это восстановление исходной информации конкретного источника или заявленной
темы. Синквейн, даже конспектный, – это художественное произведение, он не может
охватить всей темы и всего содержания источника, будь хоть это всего один
абзац. Составление синквейна – это либо «чистая» рефлексия, либо
конспект-рефлексия (но не «чистый» конспект!), это субъективная выборка того,
что привлекло внимание, отражение индивидуального пережитого опыта. Рассказ по своему
синквейну – это раскрытие темы через этот индивидуальный опыт; по чужому – это
попытка передать чужое, авторское, восприятие и составить на его основе своё,
то есть совсем как анализ художественного произведения.
Хотел бы выложить в этом посте свои
первые синквейны, написанные на первом курсе обучения на тему: XVIII
век – эпоха Просвещения. Надстрочные цифры – это примечания, размышлизмы по ходу дела.
1.
Восемнадцатый
век1-5
Классицизм,
сентиментализм
Однотонность,
логичность, предсказуемость
Переход
к светскому от религиозного
Просвещение
2.
Классицизм6
Ломоносов,
Державин
Рациональность,
шаблонность, общественность
От
канонов формы к принципам содержания
Разум
3.
Сентиментализм
Карамзин,
ранний Жуковский7
Сиюминутность, неоднозначность, личность
От общественного к индивидуальному
Чувство
4.
Ломоносов8
Литератор, учёный
Грамматика, Риторика, Ода9
Сформулировал теорию трёх штилей
Университет
5.
Державин
Поэт, государственный деятель
Фелица, Снигирь, Большой Академический10
Открыл тему поэта и поэзии
Памятник
6.
Карамзин
Писатель, историк
История,
Письма, Вестник
Первый русский сентименталист
Бедная Лиза
8.
Фонвизин
Комедии, эпистолы
Бригадир,
Рассуждение, Письма
Создал жанр бытовой комедии
Недоросль
9.
Кантемир
Сатиры, стихотворения
Девять сатир, Петрида, Симфония
Яркий представитель сатирического жанра
На хулящих учения
10.
Сумароков
Пародия, драма как род
Хорев, Сочинения, Пчела
Автор низких и средних жанров
Театр
11.
Хемницер
Басни, стихотворения
Метафизик, Дерево, Воин
Крупнейший баснописец до Крылова
Астрахань12
12.
Ода13
Елисавета Петровна
Елейно, приторно, грузно
Затрагивает важность наук
Хвала
13.
Грамматика
Учебник языка
Системно, доступно, легко
Первый печатный14 труд о языке
Ломоносов15
14.
Три «штиля»
Система стилей
Высокий, средний, низкий
Распределяет жанры на группы
Ломоносов
15.
Высокий16-17
Торжественный, величавый
Оды, трагедии, оратории
Высокопарный и тяжёлый слог
Ломоносов
16.
Средний
Умеренный, бытовой
Сатиры, драмы, элегии
Между ораторством и разговорностью
Кантемир
17.
Низкий
Разговорный, непринуждённый
Комедии, басни, песни
Самый свободный в плане выражения
Хемницер
18.
Фелица
Екатерина Вторая
Открыто, смело, легко
Отражает людские пороки
Одобрение
19.
Снигирь
Смерть Суворова
Горестно, приподнято, метафорично
Изобилие риторических вопросов
Скорбь
20.
Памятник
Поэт и поэзия
Прямо, нескромно, дальновидно
Новое слово в искусстве
Бессмертие творца
21.
Письма18
Размышление, описание
Нравы, ценности, быт
Образец эпистолярного жанра
Европа
22.
Лиза19
Ранимая, наивная
Любить, надеяться, верить
Первое самоубийство в литературе
Трагедия
23.
Наталья
Робкая, решительная
Ждать, доверяться, страдать
Противоборство семейного и любовного
Сказка
24.
Бригадир20
Тема любви и семьи
Бытовая, простая, поверхностная
Господство семейного над личным
Бытийность
25.
Недоросль
Тема любви и нравственности
Бытовая, сложная, глубокая
Конфликт поколений
Сущность
Сервис диаграмм из пузыриков помог связать всё в структуру. Картинка не очень, из-за того, что синквейнов много, но отразить связь как-то надо было, иначе б сам потом не вспомнил:)
Примечания-размышлизмы (это уже совсем для себя)
Примечания:
Удачи!
Поэзия наших дней - это круто....
ОтветитьУдалитьили ГРОМКО!
какое-то "минутное" увлечение ....простота..
Да, получилось минутным, пока не возвращался к этому на практике.
Удалить