понедельник, 14 ноября 2016 г.

Русский медвежонок. Часть 3. Фонетические задачи разных лет (2000-2005)

В этом посте вас ждут фонетические задачи разных лет и для разных классов. Независимо от сложности задачи вся теоретическая база школьной программы по фонетике преподаётся в пятом классе. При этом по статистике фонетические задачи остаются одними из самых сложных в конкурсе. Парадокса в этом нет: фонетика была и остаётся темой для лингвистических гурманов; она, во-первых, требует очень тонкого акустического и артикуляционного чутья, а во-вторых, очень большой внимательности. Даже разбираясь в теории языка, не всегда удаётся быстро набить руку в фонетическом анализе.

В этом посте вместо полных решений вас ждут лишь наводки, помогающие решить сложные задачи. Попытайтесь решить задачи сначала без них, а лишь затем читайте то, что написано под словом Решение и после этого решайте задачу до конца.

1. Даны пары слов. В какой из них слова состоят из одинаковых звуков?

(А) друг — гурт; (Б) сруб — брус; (В) стиль — лист
(Г) гроздь — горсть; (Д) шов — вошь.

Решение

[друк] — [гурт];
[сруп] — [брус];
[с’т’ил’] — [л’ист];
[грос’т’] — [горс’т’];
[шоф] — [вош].



2. Даны пары слов. В какой из них слова состоят из одинаковых звуков?
(А) лес — сел;        (Б) лес — съел;     (В) лес — сель;
(Г) лезь — сель;     (Д) лезь — сел.

Решение

[л’эс] — [с’эл];
[л’эс] — [сй’эл];
[л’эс] — [с’эл’];
[л’эс’] — [с’эл’];
[л’эс’] — [с’эл].

3. Костя шепелявит — произносит «ш» вместо «с» и «щ». Какое из произнесённых Костей слов можно понять тремя разными способами?
(А) крыша;  (Б) прошение;  (В) широта;  (Г) плюш;  (Д) штопка.

В кружке я задал детям каверзный вопрос: а в каком варианте слово Коли можно понять только одним (не двумя!) способами? Ответьте на наш каверзный вопрос!

Решение

Крыша, крыса;
Прошение, прощение;
Широта, (сирота не получается! — объясните почему?);
Плюш, плющ, плюс;
Штопка, стопка.

4. В каком из этих слов количество букв не совпадает с количеством звуков?
(А) сел;  (Б) съел;  (В) сяду;  (Г) съешь;  (Д) поешь.

Решение

[с’эл], [сй’эл], [с’аду], [сй’эш], [пай’эш]

5. Сколько звуков [с] в предложении:
Скоро мы с друзьями будем расшифровывать старые рукописи?
(А) один;  (Б) два;  (В) три;  (Г) четыре;  (Д) пять.

Решение

[скора мы здруз’й’ам’и буд’им раш:ыфровыват’ старый’э рукап’ис’и]

6. Сколько нарицательных существительных в исходной форме можно сос­тавить из звуков [к], [м], [о], [с] так, чтобы каждый звук был ис­поль­зован, и притом только один раз?
(А) ни одного;  (Б) одно;  (В) два;  (Г) три;  (Д) четыре.

Решение

Мозг и смог (туман) (Омск — это не нарицательное имя!)
Составьте транскрипции.

7. Сколько русских слов можно составить из звуков [л’], [с’], [т’], [э]
так, чтобы каждый звук был использован, и притом только один раз?
(А) ни одного;  (Б) одно;  (В) два;  (Г) три;  (Д) четыре.

Решение

Лесть, лезть и сельдь.
Составьте транскрипции.

8. Даны слова есть, лезть, весть, честь. Верно ли, что любые два из них состоят из одинакового числа звуков и при этом различаются только одним звуком? Если нет, то какое из них надо вычеркнуть, чтобы это стало верно?
(А) верно; (Б) нет, надо вычеркнуть слово есть;
(В) нет, надо вычеркнуть слово лезть
(Г) нет, надо вычеркнуть слово весть;
(Д) нет, надо вычеркнуть слово честь.

Решение

[й’эс’т’], [л’эс’т’], [в’эс’т], [ч’эс’т’]

9. Когда много лет в книгах и газетах букву ё заменяют буквой е, немудрено вообще забыть, где это ё пишется. В скольких из существительных: клен, плен, лед, осел —буква е на самом деле должна быть буквой ё?
(А) ни в одном; (Б) в одном; (В) в двух; 
(Г) в трёх; (Д) в четырёх.

Решение

Клён, плен, лёд, осёл (не осел! — объясните почему)

10. Какое из этих слов можно переносить с одной строки на другую?
(А) перья;  (Б) ария;  (В) пояс;  (Г) вздох;  (Д) осёл.

Решение

Разделим на слоги: перь-я, а-ри-я, по-яс, вздох, о-сёл.
Какое можно переносить?

11. В какой паре слова имеют ровно четыре общих звука?
(А) просить — спорить; (Б) дрозд — сорт;  (В) дрова — ведро
(Г) столб — болт;      (Д) бросать — бросит.

Решение

[прас’ит’] — [спор’ит’];
[дрост] — [сорт];
[драва] — [в’идро];
[столп] — [болт];
[брасат’] — [брос’ит]

12. В какой паре слова имеют ровно три общих звука?
(А) кровать — кров;  (Б) олень — ноль;  (В) мороз — узор
(Г) сговор — суров;  (Д) брёвна — новый.

Решение

[крават] — [кроф];
[алэн] — [нол];
[марос] — [узор];
 [зговар] — [суроф];
 [бровна] — [новый]

13. Найдите слово, в котором количество мягких согласных звуков не такое,как в остальных:
(А) кровельщик; (Б) каменщик;  (В) печник
(Г) горшечник; (Д) перевозчик.

Решение

[кров’ил’ш’:ик];
[ка́м’ин’ш’:ик];
[п’ич’н’ик];
[горшэч’н’ик];
[п’ир’ивощ’:ик]

14. В какой паре слова имеют ровно два общих звука?
(А) сбор — узор;                      (Б) водить — водный;  (В) блюдо — буду
(Г) отбой — борт;                 (Д) сёла — лось.

Решение

[збор] — [узор];
[адбой’] — [борт];
[бл’уда] — [буду];
 [вад’ит] — [водный];
 [сола] — [лос].

15. В каком из слов количество букв не совпадает с количеством звуков?
(А) объект; (Б) июнь;  (В) майор
(Г) бульон;    (Д) ящик.

Решение

[абй’экт], [ий’ун’], [май’ор], [бул’й’он], [й’аш’:ик]

16. В каких парах слов произношение второго слова отличается от произношения первого только смягчением одного из согласных: 1) перенос – перенёс, 2) ожог – ожёг, 3) туш – тушь, 4) уснут – уснуть, 5) снится – сниться, 6) лом – льём?
 (А) в 1, 4;  (Б) в 1, 4, 5;  (В) в 3, 4, 5;  (Г) в 3, 4, 5, 6;  (Д) во всех.

Решение

[пиринос] — [пиринос];
[ажок] — [ажок];
[туш] — [туш];
[уснут] — [уснут’];
[с’н’ица] — [с’н’ица];
[лом] — [лйом].

Все материалы этой темы собраны на странице Русский медвежонок

Удачи!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Спасибо вам за то, что читаете мой блог! Мне будут очень полезны ваши комментарии по теме этого сообщения.

Если у вас нет аккаунта в Blogger, то, чтобы оставить комментарий, выберете из выпадающего меню строчку Имя/URL, укажите своё имя и напишите отзыв в поле для текста.

Анонимность не приветствуется.

Чтобы вставить гиперссылку, используйте код:

<a href="ССЫЛКА">ТЕКСТ</a>

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...