Сегодня, как и обещал, мы обсудим понятие "культура речи". Сразу скажу, что на самом деле это более широкое понятие, чем то, о чём мы сегодня будем говорить. В широком смысле, культура речи включает и знание правил русского языка, и знание лексических значений слов, но обо всём этом мы уже говорили на прошлых уроках, поэтому сегодня мы поговорим о тех моментах правильности речи, которые не укладываются ни в рамки правил, ни в рамки значений слов, но являются обязательными нормами языка. Если на многие "почему? о русском языке, можно ответить, опираясь на строго определённые правила, то на эти можно сказать только "А кто ж его знает, почему это так?". Конечно, можно и для данных случаев сформулировать правила (ведь их создают люди с учётом необходимости в закреплении той или иной нормы!), но для культурного русскоговорящего человека такие моменты являются сами собой разумеющимися и обусловленными историческим складом языка, поэтому нет большой надобности лишний раз всё подряд формально фиксировать. Очевидно, что "привязки" к школьной программе здесь быть не может.
Итак, ещё раз: культура речи - это, в узком смысле, совокупность норм русского языка, имеющих историческую обусловленность и необходимых для грамотного владения речью.
Если Вы всё-таки заинтересованы в широком смысле, предлагаемом словарями и энциклопедиями, можете заглянуть, например, в "Большую советскую..." или даже в Википедию.
Решение. Здесь также нужно знать, как говорят в такой ситуации. Я раньше и сам путался в таких случаях, поэтому хочу провести аналогию, которую я придумал и которая помогает запомнить суть данного выражения. Представьте, что Вы пришли в магазин и у Вас есть сто (двадцать, тридцать, сорок...) рублей, Вы покупаете что-то дешевле, чем за десять рублей, в итоге у Вас остаётся девять (один, два, три) десятков рублей, а десятый (второй, третий,четвёртый) Вы разменяли. Так и человек, которому девяносто с лишним лет, разменял десятый десяток, которому двадцать с лишним - третий десяток, тридцать с лишним - четвёртый.
Если Вам близка математика, могу предложить такую формулу для запоминания:
Человек, которому Х десятков лет (с лишним) разменял Х+1 десяток.
Век живи-век учись родному языку! Удачи!
Итак, ещё раз: культура речи - это, в узком смысле, совокупность норм русского языка, имеющих историческую обусловленность и необходимых для грамотного владения речью.
Если Вы всё-таки заинтересованы в широком смысле, предлагаемом словарями и энциклопедиями, можете заглянуть, например, в "Большую советскую..." или даже в Википедию.
На прошлых уроках я наброском перечислил, что к культуре речи относится, например, определённые связи слов в словосочетаниях (особенно управление), верное оперирование служебными словами (чаще ошибки допускаются при обращении с предлогами), можно перечислить и другие тонкости, но для данной категории, думаю, целесообразнее перейти сразу к задачам. Сегодня мы полностью разберём сразу пять задач прошлого года разных классов. Советую перед чтением решения выбирать ответ.
2-3 классы
2. Джон угостил Петю яблоком. «Спасибо!» — сказал Петя. Что
должен ответить Джон?
(А) Будь здоров! (Б) Твоё здоровье! (В) На здоровье!
(Г) Доброго здоровья! (Д) Здравия желаю!
Решение. "Будь здоров!" - говорят, когда человек чихает; "Здравия желаю!" - говорят военные, здороваясь со старшим по званию. "Твоё здоровье" - известный тост. А в ответ на "Спасибо!" говорят "Пожалуйста!" или "На здоровье!". Несмотря на то, что по смыслу все реплики синонимичные, за каждой из них закрепилась волне конкретная речевая сфера использования.
Решение. "Будь здоров!" - говорят, когда человек чихает; "Здравия желаю!" - говорят военные, здороваясь со старшим по званию. "Твоё здоровье" - известный тост. А в ответ на "Спасибо!" говорят "Пожалуйста!" или "На здоровье!". Несмотря на то, что по смыслу все реплики синонимичные, за каждой из них закрепилась волне конкретная речевая сфера использования.
11. Что не может идти?
(А) автобус; (Б) платье; (В) снег; (Г) урок; (Д)
идти могут и автобус, и платье, и снег, и урок.
Решение. Несмотря на то что сначала кажется, что идти может только человек или животное (пытаюсь рассуждать, как второклассник!), глядя на варианты, легко вспомнить, что когда автобус едет, мы нередко говорим, что он идёт. Платье идёт, когда оно подходит по цвету, размеру и иным параметрам конкретной девушке. Когда зимой начинаются снегопады, то, взглянув в окно, мы можем сказать, что идёт снег. А в школе, помимо перемен, идут уроки. Как много оказывается значений у простого глагола, изначально обозначавшего только процесс хождения живого организма,при ближайшем рассмотрении.
4-5 кл.
18. В выражении широкая дорога слово дорога можно заменить
словом
путь: широкий путь. В четырёх данных ниже выражениях слово
дорога
тоже можно легко заменить словом путь, а в одном такая
замена
выглядит необычно. В каком?
(А) дальняя дорога; (Б) долгая дорога; (В) железная дорога;
(Г) прямая дорога; (Д) трудная дорога
Решение. Заменив в каждом словосочетании слово дорога словом путь, мы почувствуем, что слух противится воспринимать словосочетание "железный путь". Причём объяснить почему сложно. Просто так исторически сложилось. Хотя причины выделить можно, для решения задачи это не нужно. Дети, решившие эту задачу, скорее всего просто также выполнили последовательную замену и выбрали самое неестественое словосочетание из получившихся. Те же, кто не решил, должны просто привыкнуть к тому, что почему-то люди никогда не называют железную дорогу железным путём. Такова традиция культуры речи.
Решение. Заменив в каждом словосочетании слово дорога словом путь, мы почувствуем, что слух противится воспринимать словосочетание "железный путь". Причём объяснить почему сложно. Просто так исторически сложилось. Хотя причины выделить можно, для решения задачи это не нужно. Дети, решившие эту задачу, скорее всего просто также выполнили последовательную замену и выбрали самое неестественое словосочетание из получившихся. Те же, кто не решил, должны просто привыкнуть к тому, что почему-то люди никогда не называют железную дорогу железным путём. Такова традиция культуры речи.
6-7 кл.
6. Что нельзя закатить?
(А) телегу; (Б) мяч; (В) рукава; (Г) глаза; (Д) скандал.
Решение. Задача аналогична той, что разобрана выше для второклассников о глаголе идёт. Телегу закатить "проще всего", у неё есть колёса. Также можно закатить и мяч, например, под кровать. Когда зрачки глаз поднимаются к векам, говорят, что человек закатил глаза. А если сделаете неудачный комплимент своей подружке, то она может закатить скандал. А вот рукава можно только засучить, а не закатить. Так уж в языке сложилось.
Решение. Задача аналогична той, что разобрана выше для второклассников о глаголе идёт. Телегу закатить "проще всего", у неё есть колёса. Также можно закатить и мяч, например, под кровать. Когда зрачки глаз поднимаются к векам, говорят, что человек закатил глаза. А если сделаете неудачный комплимент своей подружке, то она может закатить скандал. А вот рукава можно только засучить, а не закатить. Так уж в языке сложилось.
28. В одной газете читаем:
«Девяносто два года —
возраст солидный. Но, глядя на Мухтара Юсу-
повича Юсупова, ни за что не скажешь, что он разменял сотый
деся-
ток. Держится просто молодцом, на лице улыбка».
А как надо было написать?
(А) разменял девяностый десяток; (Б) разменял девятый
десяток;
(В) разменял десятый десяток; (Г) разменял девять десятков;
(Д) разменял десять десятков.
Решение. Здесь также нужно знать, как говорят в такой ситуации. Я раньше и сам путался в таких случаях, поэтому хочу провести аналогию, которую я придумал и которая помогает запомнить суть данного выражения. Представьте, что Вы пришли в магазин и у Вас есть сто (двадцать, тридцать, сорок...) рублей, Вы покупаете что-то дешевле, чем за десять рублей, в итоге у Вас остаётся девять (один, два, три) десятков рублей, а десятый (второй, третий,четвёртый) Вы разменяли. Так и человек, которому девяносто с лишним лет, разменял десятый десяток, которому двадцать с лишним - третий десяток, тридцать с лишним - четвёртый.
Если Вам близка математика, могу предложить такую формулу для запоминания:
Человек, которому Х десятков лет (с лишним) разменял Х+1 десяток.
Век живи-век учись родному языку! Удачи!
Добрый день! Приятно читать Ваш блог. Все очень интересно , так часто обновляются посты! Посылаю Вам Кубок признания. Подробности:
ОтветитьУдалитьhttp://stefani77777.blogspot.com/2012/10/blog-post_3301.html
Спасибо Вам за признание! Принимаю награду!
УдалитьЖеня! Посылаю тебе кубок "Признание". Подробности здесь http://qwertyui11.blogspot.com/2012/10/blog-post_28.html
ОтветитьУдалитьСпасибо! Ваша награда уже третья!
Удалить