четверг, 1 ноября 2012 г.

Лингвистические тесты во Всероссийской олимпиаде по русскому языку

Вчера в нашей школе прошёл первый этап Всероссийской олимпиады по русскому языку. В прошлом году я уже публиковал серию постов по подготовке к муниципальному уровню, ориентируясь на модель регионального этапа Московской области в 2011 году. В этом году я по традиции привожу материалы из методических рекомендаций по проведению школьного и муниципального туров с официального сайта Олимпиады. Надеюсь, они помогут кому-то в подготовке к грядущей волне олимпиад муниципального тура, а  может, даже ещё и школьного. Ведь школы могут проводить олимпиады и в неучебные дни (что, кстати, рекомендуется на сайте Олимпиады), это весьма успешно практиковалось в нашей школе в прошлом году и кажется мне оптимальным вариантом, так как после шести уроков голова уже не работает:( Отдельно хотелось бы отметить подборку заданий на олимпиаде по русскому языку в нашей школе: исключительно "сухих" заданий практически не было, также не было неприемлемого, по моему мнению, для формата олимпиады задания написать сочинение (но методические рекомендации это допускают). В отличии от мероприятий прошлых лет структура и набор заданий кардинально изменились в лучшую сторону.

Итак, методические рекомендации с сайта Олимпиады предписывают давать задания двух типов.



1. Лингвистические тесты 

2. Лингвистические задачи


 Сегодня мы подробно изучим первый. К этому типу можно отнести задания, предполагающие воспроизведение знаний определенного раздела и демонстрацию навыков языкового разбора в рамках школьного курса русского языка.
Задания тестового характера могут проверять знание трудных случаев орфографии и пунктуации, владение орфоэпическими и грамматическими нормами, навыки морфемного и синтаксического разбора и т. п. (вставьте пропущенные буквы…, раскройте скобки…, расставьте знаки препинания…, подчеркните…, выделите графически…, постройте схему…, укажите номер правильного ответа…, и др.).
К заданиям данного типа можно отнести и те, которые требуют точного и лаконичного ответа в утвердительной форме:
А) Образуйте от данных прилагательных все краткие формы и запишите их. Расставьте ударения в кратких формах.
Ветхий, дешёвый, дикий, славный.
Б) Какие звуки может обозначать на письме буква З? Подтвердите свой ответ примерами слов или сочетаний слов.
В) Перечислите единицы языка, которые могут быть выражены звуком [у].
В тестовой форме могут быть предложены задания, позволяющие выявить широту кругозора, знание истории русской письменности и русского языкознания, историко-культурных сведений о языке, оценить словарный запас, знание семантики русских слов и фразеологизмов, стилистических ресурсов языка и т. д.
Г) Кого из перечисленных ниже языковедов можно назвать современниками А. С. Пушкина: В. В. Виноградов, Н. И. Греч, В. И. Даль, М. В. Ломоносов, А. А. Потебня, М. Г. Смотрицкий, Ф.Ф. Фортунатов, Л. В. Щерба?
Д) Прочитайте фрагмент из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Подчеркните в тексте все слова, употребленные в переносном значении.
Заглянул бы кто-нибудь к нему [Плюшкину] на рабочий двор, где наготовлено было на запас всякого дерева и посуды, никогда не употреблявшейся, – ему бы показалось, уж не попал ли он как-нибудь в Москву на щепной двор, куда ежедневно отправляются расторопные тещи и свекрухи, с кухарками позади, делать свои хозяйственные запасы и где горами белеет всякое дерево - шитое, точеное, лаженое и плетеное: бочки, пересеки, ушаты, лагуны, жбаны с рыльцами и без рылец, побратимы, лукошки, мыкольники, куда бабы кладут свои мочки и прочий дрязг, коробья из тонкой гнутой осины, бураки из плетеной берестки и много всего, что идет на потребу богатой и бедной Руси.
Е) Замените устаревшие слова общеупотребительными синонимами: зеница, длань, рубище.
Ж) С какой целью в письменном тексте могут употребляться кавычки? Приведите известные вам примеры использования кавычек.
З) Назовите выразительные средства, используемые в каждой из строк четверостишия:

(1) Гой ты, Русь, моя родная,
(2) Хаты – в ризах образа...
(3) Не видать конца и края –
(4) Только синь сосет глаза.
(С. Есенин.)

На разбор остальных типов заданий можно выйти с корневого поста блога.
Нужны решения заданий в данном посте - запрашивайте в комментариях, обсудим. До встреч!



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Спасибо вам за то, что читаете мой блог! Мне будут очень полезны ваши комментарии по теме этого сообщения.

Если у вас нет аккаунта в Blogger, то, чтобы оставить комментарий, выберете из выпадающего меню строчку Имя/URL, укажите своё имя и напишите отзыв в поле для текста.

Анонимность не приветствуется.

Чтобы вставить гиперссылку, используйте код:

<a href="ССЫЛКА">ТЕКСТ</a>

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...