среда, 7 сентября 2016 г.

Третьи онлайн-чтения от Гугла: «Мастер и Маргарита. Я там был»

Третий год подряд Гугл проводит онлайн-чтения. В этом году выбор организаторов проекта пал на роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита»:



Напомню, что в прошлом году читали Чехова:
Онлайн-чтения «Чехов жив».

А в позапрошлом — «Анну Каренину» Льва Николаевича Толстого:
Онлайн-чтения «Анна Каренина. Живое издание».

А также в прошлом году достойный аналог проекта независимо от «Гугл — Россия» провели федеральные СМИ:
Онлайн-чтения «Война и мир. Читаем роман».

Очень хочу, чтобы федеральный аналог был и в этом году! А может, нам предложат выбрать произведение/автора всей страной? Как вам «Тихий Дон»?

Я уж не говорю о том, что само это возрождение мероприятий в жанре чтений увеличило число и менее известных конкурсов по чтению произведений («Открой рот», «Чтец», «Читаем Бунина», «Влюбиться в русскую литературу»). Хотя «Чтец» (организатор «Литрес) — это немного другое: запись аудиокниг для их выкладки в Сеть, но большой разговор о сходствах и различиях здесь провести бы надо.

Напомню, что в прошлом году я уже писал пост о том, чем полезны такие проекты в сухом остатке:
Онлайн-чтения «Чехов жив»: почему нам нужны такие проекты.

Зачем это надо?

1. Ещё раз зафиксирую, что практико-ориентированный аспект — это не только важная часть формата чтений (т. е. просто создание линейного корпуса образцово-показательных видео- и аудиоматериалов с выразительным чтением высокохудожественных прозаических текстов), но и программа-минимум. Три таких корпуса уже есть, ура-эффект есть. А что дальше?

2. А дальше программа-максимум. Необходимо, чтобы имеющийся корпус был очень грамотно размечен, чтобы авторизованные чтения могли отыскиваться по автору / профессии / уровню образования / возрасту. Важно, чтобы со временем мы могли чётко проследить, какие значения этих параметров обычно дают более качественный результат (выразительность, лёгкость, естественность, богатый мелодический рисунок интонаций чтения). Сейчас есть только общие представления: филолог обычно читает лучше не-филолога, актёр лучше не-актёра, музыкант лучше не-музыканта. В более сложных случаях (напр. учитель … музыкант) мы расставить примерные знаки >, <, = пока не можем. Этого очень бы хотелось.

3. Нужно добавить, что при изучении фонетики современного русского языка аудио- и видеоматериалы с образцовым интонированием предложений с разной целью высказывания и эмоциональной окраской не помешали бы. Всё, что есть при изучении этой темы сейчас — это классификация интонограмм по Тихомировой, где каждой интонограмме соответствует графическая модель с тоновым контуром, понижениями и повышениями тона. Примеров живой речи, увы, нет, хотя это очень облегчило бы понимание теории языка.

Подводя итоги

Корпус чтений «Анны Карениной» содержит поиск только по автору.
Корпус чтений «Чехов жив» — уже и по общей деятельности автора.
Корпус чтений «Война и мир» — только по фрагменту произведения.

Очень хотим и ждём расширения параметров поиска.

Хотелось бы уже, чтобы чтецы могли быть из любого региона, т. е. чтобы не надо было ехать в город-участник проекта. В этом году Гугл вроде обещает использовать для этого «зелёный фон».

ПС: О проекте этого года впервые прочитал на сайте «Все конкурсы».


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Спасибо вам за то, что читаете мой блог! Мне будут очень полезны ваши комментарии по теме этого сообщения.

Если у вас нет аккаунта в Blogger, то, чтобы оставить комментарий, выберете из выпадающего меню строчку Имя/URL, укажите своё имя и напишите отзыв в поле для текста.

Анонимность не приветствуется.

Чтобы вставить гиперссылку, используйте код:

<a href="ССЫЛКА">ТЕКСТ</a>

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...