Муниципальный этап Всероссийских олимпиад в нашем городе подошёл к концу - впереди региональный. В этом году мне случайно удалось узнать своё место на второй день после олимпиады. Итак, по секрету всему свету у меня второе место в городе. В прошлом году было шестое. Видимо моя подготовка принесла плоды. Поэтому продолжаю публикацию постов по подготовке к олимпиаде по русскому языку. Может, кому-то ещё поможет:)
Третий тип лингвистических задач:"от языковых фактов к системе языка".
представлены довольно разнородные задания структурно-лингвистического
плана, по типу противостоящие предыдущим. Выполняя их, учащиеся не
должны ни опираться на предложенный текст, ни самостоятельно составлять
какой-либо заданный текст. Ответы на поставленные вопросы требуют
аналитического подхода, понимания системных связей внутри языка, как на
одном языковом уровне, так и межуровневых. Задания этого типа
объединены в две группы.
1) Поиск закономерностей по данным примерам (в открытом ряду
примеров). В качестве исходного условия предлагается открытый ряд слов.
Единицы языка в нем располагаются так, чтобы «подсказать» с их помощью
правильный ответ и дать возможность в результате анализа прийти к
искомой информации. По такому принципу могут быть построены вопросы
по фонетике и орфоэпии, морфемике и словообразованию, лексике и
фразеологии, морфологии, синтаксису и стилистике:
А) Укажите основание, на котором данные пары слов объединены в
один ряд. Продолжите ряд своими примерами.
Объезжать поля – объезжать лошадь; перекусить бутербродами –
перекусить провод, пилка дров – пилка для ногтей; подметать пол –
подметать швы…
Б) Продолжите ряд слов. Объясните свое решение.
Красота – красоты, забота – заботы, глубина – глубины…
В) Какое словосочетание является лишним в следующем ряду: отойти
от дома, перейти через дорогу, пробежать в комнату, вылететь из
гнезда, всплыть на поверхность? Аргументируйте свою точку зрения.
Г) Какие выводы можно сделать, сопоставив слова в следующем ряду:
перёд, впереди, предок, прежний, прежде, предчувствие, представить,
предупредить, предо мной?
Не менее сложным испытанием, требующим аналитических
способностей, может быть установление сходства и отличительных черт
нескольких языковых единиц, их систематизация:
А) Объедините слова в группы по особенностям их структуры:
гульбище, лежбище, мольбище, пастбище, стрельбище, стойбище.
Мотивируйте свой ответ.
Б) Найдите __________общее в значении заимствованных слов: рецепт, рецептор,
реципиент.
В) В чем проявляется грамматическое своеобразие глаголов казнить и
миловать? Приведите другие примеры подобных глаголов? Каким термином
они называются?
При оценке выполнения этих заданий следует обращать внимание на
ход рассуждения, весомость и точность аргументов, оригинальность
мышления, неординарность примеров.
2) Разбор трудных единиц и категорий языка. Под этим названием
можно объединить задания по отдельным разделам науки о языке:
лексикологии (в том числе терминологии и фразеологии), морфологии,
графики и орфографии и др. Вопрос ставится предельно конкретно – об
отдельных единицах, при отсутствии возможности расширять их список. Это
могут быть редкие, уникальные случаи или, наоборот, известные слова,
выражения, предложения, которые нужно оценить с неожиданной точки
зрения, увидеть новое в хорошо знакомом.
Содержание заданий может быть любым, но обязательной является
установка не на воспроизводство заученных сведений, а на эвристический
подход к их решению, применение знаний к анализу фактов языка, умение
проводить аналогию между неизвестным и известным:
А) Разберите по составу наречие невтерпеж. Каким способом оно
образовано с современной и исторической точки зрения? Обоснуйте свое
мнение. Какой точке зрения вы отдаете предпочтение и почему?
Б) Почему в наречиях наотмашь, настежь пишется мягкий знак, а в
словах уж, невтерпеж и замуж нет?
В) Запишите прилагательное 352-летний без использования цифр и
разберите его по составу.
Г) Дайте характеристику предложению: Предупрежден – значит
вооружен.
Д) Найдите в предложениях сказуемое и определите его тип.
Объясните свое решение.
Давай посмотрим. Пойду посмотрю. Буду смотреть во все глаза.
Смотрю не насмотрюсь.
Е) Постройте словообразовательную цепочку от слова ум ______________к слову
умничание. Сколько «шагов» отделяет эти слова?
Ж) Установите отличия форм учителя и учители по их значению и
употреблению в речи.
Задания, проверяющие системность знаний о языке, могут быть
комплексными, то есть предполагающими одновременное обращение к
разным разделам лингвистики (семантика и этимология; фонетика,
грамматика и орфография; синтаксис и стилистика и т. п.):
А) Из каких звуков состоит слово жестче? К какой части речи его
можно отнести? Подтвердите свое мнение примерами употребления слова.
Б) Какие значения в русском языке может выражать слово хлеб?
Укажите грамматические признаки этого слова, которые изменяются в
зависимости от значения.
В) Чем, кроме значения, отличаются слова среда1 («окружение,
обстановка») и среда2 («третий день недели»)?
Г) Почему нельзя употреблять глагол надеть вместо одеть? Укажите
словообразовательные и грамматические отличия этих слов.
Задачи можно обсудить в комментариях.
Информация взята из методических рекомендаций на сайте.
Другие категории задач Олимпиады здесь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Спасибо вам за то, что читаете мой блог! Мне будут очень полезны ваши комментарии по теме этого сообщения.
Если у вас нет аккаунта в Blogger, то, чтобы оставить комментарий, выберете из выпадающего меню строчку Имя/URL, укажите своё имя и напишите отзыв в поле для текста.
Анонимность не приветствуется.
Чтобы вставить гиперссылку, используйте код:
<a href="ССЫЛКА">ТЕКСТ</a>