суббота, 15 декабря 2012 г.

Лингвистические задачи: от языковых фактов к системе языка

Муниципальный этап Всероссийских олимпиад в нашем городе подошёл к концу - впереди региональный. В этом году мне случайно удалось узнать своё место на второй день после олимпиады. Итак, по секрету всему свету у меня второе место в городе. В прошлом году было шестое. Видимо моя подготовка принесла плоды. Поэтому продолжаю публикацию постов по подготовке к олимпиаде по русскому языку. Может, кому-то ещё поможет:)

Третий тип лингвистических задач:"от языковых фактов к системе языка".

 В этом разделе могут быть

представлены довольно разнородные задания структурно-лингвистического 

плана, по типу противостоящие предыдущим. Выполняя их, учащиеся не 

должны ни опираться на предложенный текст, ни самостоятельно составлять 

какой-либо заданный текст. Ответы на поставленные вопросы требуют 

аналитического подхода, понимания системных связей внутри языка, как на 

одном языковом уровне, так и межуровневых. Задания этого типа 

объединены в две группы. 

1) Поиск закономерностей по данным примерам (в открытом ряду 

примеров). В качестве исходного условия предлагается открытый ряд слов. 

Единицы языка в нем располагаются так, чтобы «подсказать» с их помощью 

правильный ответ и дать возможность в результате анализа прийти к 

искомой информации. По такому принципу могут быть построены вопросы 

по фонетике и орфоэпии, морфемике и словообразованию, лексике и 

фразеологии, морфологии, синтаксису и стилистике: 

А) Укажите основание, на котором данные пары слов объединены в 

один ряд. Продолжите ряд своими примерами. 

Объезжать поля – объезжать лошадь; перекусить бутербродами – 

перекусить провод, пилка дров – пилка для ногтей; подметать пол – 

подметать швы… 

Б) Продолжите ряд слов. Объясните свое решение. 

Красота – красоты, забота – заботы, глубина – глубины… 

В) Какое словосочетание является лишним в следующем ряду: отойти 

от дома, перейти через дорогу, пробежать в комнату, вылететь из 

гнезда, всплыть на поверхность? Аргументируйте свою точку зрения. 

Г) Какие выводы можно сделать, сопоставив слова в следующем ряду: 

перёд, впереди, предок, прежний, прежде, предчувствие, представить, 

предупредить, предо мной? 

Не менее сложным испытанием, требующим аналитических 

способностей, может быть установление сходства и отличительных черт 

нескольких языковых единиц, их систематизация: 

А) Объедините слова в группы по особенностям их структуры: 

гульбище, лежбище, мольбище, пастбище, стрельбище, стойбище. 

Мотивируйте свой ответ. 

Б) Найдите __________общее в значении заимствованных слов: рецепт, рецептор, 

реципиент. 

В) В чем проявляется грамматическое своеобразие глаголов казнить и 

миловать? Приведите другие примеры подобных глаголов? Каким термином 

они называются? 

При оценке выполнения этих заданий следует обращать внимание на 

ход рассуждения, весомость и точность аргументов, оригинальность 

мышления, неординарность примеров. 

2) Разбор трудных единиц и категорий языка. Под этим названием 

можно объединить задания по отдельным разделам науки о языке: 

лексикологии (в том числе терминологии и фразеологии), морфологии, 

графики и орфографии и др. Вопрос ставится предельно конкретно – об 

отдельных единицах, при отсутствии возможности расширять их список. Это 

могут быть редкие, уникальные случаи или, наоборот, известные слова, 

выражения, предложения, которые нужно оценить с неожиданной точки 

зрения, увидеть новое в хорошо знакомом. 

Содержание заданий может быть любым, но обязательной является 

установка не на воспроизводство заученных сведений, а на эвристический 

подход к их решению, применение знаний к анализу фактов языка, умение 

проводить аналогию между неизвестным и известным: 

А) Разберите по составу наречие невтерпеж. Каким способом оно 

образовано с современной и исторической точки зрения? Обоснуйте свое 

мнение. Какой точке зрения вы отдаете предпочтение и почему? 

Б) Почему в наречиях наотмашь, настежь пишется мягкий знак, а в 

словах уж, невтерпеж и замуж нет? 

В) Запишите прилагательное 352-летний без использования цифр и 

разберите его по составу. 

Г) Дайте характеристику предложению: Предупрежден – значит 

вооружен. 

Д) Найдите в предложениях сказуемое и определите его тип. 

Объясните свое решение. 

Давай посмотрим. Пойду посмотрю. Буду смотреть во все глаза. 

Смотрю не насмотрюсь. 

Е) Постройте словообразовательную цепочку от слова ум ______________к слову 

умничание. Сколько «шагов» отделяет эти слова? 

Ж) Установите отличия форм учителя и учители по их значению и 

употреблению в речи. 

Задания, проверяющие системность знаний о языке, могут быть 

комплексными, то есть предполагающими одновременное обращение к 

разным разделам лингвистики (семантика и этимология; фонетика, 

грамматика и орфография; синтаксис и стилистика и т. п.): 

А) Из каких звуков состоит слово жестче? К какой части речи его 

можно отнести? Подтвердите свое мнение примерами употребления слова. 

Б) Какие значения в русском языке может выражать слово хлеб? 

Укажите грамматические признаки этого слова, которые изменяются в 

зависимости от значения. 

В) Чем, кроме значения, отличаются слова среда1 («окружение, 

обстановка») и среда2 («третий день недели»)? 

Г) Почему нельзя употреблять глагол надеть вместо одеть? Укажите 

словообразовательные и грамматические отличия этих слов.

Задачи можно обсудить в комментариях.

Другие категории задач Олимпиады здесь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Спасибо вам за то, что читаете мой блог! Мне будут очень полезны ваши комментарии по теме этого сообщения.

Если у вас нет аккаунта в Blogger, то, чтобы оставить комментарий, выберете из выпадающего меню строчку Имя/URL, укажите своё имя и напишите отзыв в поле для текста.

Анонимность не приветствуется.

Чтобы вставить гиперссылку, используйте код:

<a href="ССЫЛКА">ТЕКСТ</a>

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...