Вторая группа лингвистических задач Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку "от языка к тексту".
Здесь моделируется активная речевая
деятельность, то есть процесс письма с целью выражения и сообщения
мысли. Исходным условием являются правила, закономерности языка,
свойства языковых единиц. Требуется применить эти сведения к анализу
предложенных фактов речи. В этом случае также следует выделить две
возможные группы заданий.
1) От правил и структуры языка к конкретному факту. Такой тип
заданий соответствует процессу говорения: в обычной речи подобным же
образом факт языка преобразуется в факт речи.
А) Определите значения заимствованных слов аутсайдер, мистерия,
парламентарий. Употребите эти слова в составе предложений, которые бы
раскрывали их значения.
Б) Придумайте предложения, в которых словосочетание воздушный
шар использовалось бы для создания метафоры, метонимии, гиперболы и
сравнения.
В) Составьте сложноподчиненные предложения, в которых союзное
слово что присоединяет разные типы придаточных частей.
2) От системы языка к тексту. Задания такого типа предполагают
выбор из предложенного ряда языковых единиц одной, наиболее уместной в
тексте. Это могут быть самые обычные задания «вставить вместо трех
точек»:
Прочитайте текст. Вставьте вместо точек наиболее подходящее слово
из тех, которые даны в скобках. Какой из рядов слов, выделенных курсивом,
не является синонимическим? Докажите это.
И разговор зашел опять о войне, о Бонапарте и … (сегодняшних,
теперешних, нынешних) генералах и … (официальных, казенных,
государственных) людях. Старый князь, казалось, был убежден не только в
том, что все теперешние деятели были мальчишки, не … (сознававшие,
улавливавшие, смекавшие, смыслившие) и азбуки … (воинского, военного,
войскового) и государственного дела, и что Бонапарте был … (мелкий,
незначительный, ничтожный, мелкотравчатый) французишка, имевший …
(удачу, успех, счастливый конец, счастье) только потому, что уже не было
Потемкиных и Суворовых противопоставить ему; но он был убежден даже,
что никаких политических … (затруднений, сложностей, трудностей), не
было в Европе, не было и войны, а была какая-то кукольная комедия, в
которую играли нынешние люди, … (симулируя, прикидываясь, притворяясь,
делая вид, маскируясь), что делают дело. Князь Андрей весело … (сносил,
терпел, переносил, выдерживал, переживал) насмешки отца над новыми
людьми и с видимою радостью … (вызывал, провоцировал, побуждал,
зажигал) отца на разговор и слушал его. (Л.Н. Толстой)
Задачи можно обсудить в комментариях.
Информация взята из методических рекомендаций на сайте.
Другие категории задач Олимпиады здесь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Спасибо вам за то, что читаете мой блог! Мне будут очень полезны ваши комментарии по теме этого сообщения.
Если у вас нет аккаунта в Blogger, то, чтобы оставить комментарий, выберете из выпадающего меню строчку Имя/URL, укажите своё имя и напишите отзыв в поле для текста.
Анонимность не приветствуется.
Чтобы вставить гиперссылку, используйте код:
<a href="ССЫЛКА">ТЕКСТ</a>