Сначала факты. Министр Ливанов сообщил «Известиям», что уже с 2015 года из экзаменационных заданий по всем предметам изымут блок А (где нужно выбирать ответ из предложенных вариантов), а в экзаменах по всем гуманитарным предметам появится устная часть. Это новости весьма разного качества. Блок А был не так уж и плох: для оценки знания фактического материала такие тесты весьма удобны. Да, именно на них чаще кивали, говоря, что образование в школах сменилось натаскиванием. Но право же, сетуя на убийственную егэизацию школы, педагоги имели в виду гораздо более широкий круг явлений, чем конкретный вид заданий. А вот возвращение устного экзамена — бесспорно разумный шаг, которого сообщество добивалось пятнадцать лет, с самого начала экспериментов с ЕГЭ. Почему же этого разумного шага так долго не делали? Да потому, что он несовместим с основным смыслом ЕГЭ как испытания всех выпускников огромной страны по единому критерию. Устный экзамен в школе X никак не равен экзамену в школе Y, особенно если школа X работает в мегаполисе, а школа Y — в деревне. В священном минобровском троебуквии утрачивается начальное Е.
Теперь об ошибках. Главная из них, собственно, уже названа — и из неё прямо следуют остальные. По сути ЕГЭ отменяя, Минобр в этом не признаётся. Вместо того чтобы честно сказать: «Граждане, мы пятнадцать лет обещали вам честный и объективный ЕГЭ, но у нас так ничего и не вышло — простите нас, если можете!» — Ливанов продолжает говорить о повышении прозрачности ЕГЭ, об улучшении процедур приёма экзамена — словом, предлагает по-прежнему видеть в нём главный центр приложения всех усилий. Это ведь у них традиция: ещё прежний министр, Фурсенко, подводя итоги восьмилетней работы, назвал своим главным достижением то, что «общество приняло ЕГЭ» (что и тогда было, вежливо говоря, не совсем правдой). Все привыкли слушать подобные речи — и зря привыкли. Организация экзаменов, будь то выпускных или приёмных, есть не более чем деталь национальной системы образования — никак не её основа. Качество получаемых знаний надо проверять так, как удобнее, — только и всего. Человек, вправду хорошо учившийся в школе, с примерно одинаковой лёгкостью сдаст что тест, где ставят галочки, что устный экзамен, что письменный; человек, учившийся плохо, равновероятно завязнет и там, и там, и там. Но деятели бесконечной реформы нашего образования ухитрились сделать второстепенную деталь средоточием всей системы, совершенно затмившим её действительную суть и назначение.
Львиная доля всего, что делается в общей школе, и изрядная часть происходящего в школе высшей завязаны на ЕГЭ. Это и есть главный порок минобровского любимца: на нём слишком много висит. По результатам ЕГЭ прямо или почти прямо оценивается работа учителя, директора школы и самой школы, ректора и вуза, департамента образования, губернатора, министра — оценивается с весьма ощутимыми финансовыми и карьерными последствиями. (Вот поэтому ЕГЭ не поборол коррупцию в образовании, ради чего когда-то и затевался, а, напротив, заметно нарастил её объём, но это отдельный разговор.) О содержании образования давно никто не говорит — это почти запрещено. О качестве получаемого детьми образования тоже никто не говорит — о нем судят по баллам ЕГЭ, дающим заведомо ложную картину. В прошлом году «ЕГЭ-двойки» по математике получило пять процентов детей, по физике — девять; вузы, заставившие осенью своих первокурсников сдать такие же тесты, получали и пятьдесят, и шестьдесят процентов двоек. Может быть, хуже всего, что и перспективы российской школы забиты, как бурьяном, теми же тремя буквами: важнейшим целевым показателем развития общего образования согласно действующей Госпрограмме стало «Отношение среднего балла ЕГЭ в 10% школ с лучшими результатами к среднему баллу ЕГЭ в 10% школ с худшими результатами», то есть легко манипулируемый дериватив от подтасованных замеров. (Что заявленное в этом критерии стремление к образованию равного качества по всему пространству страны столь же фальшиво, как и егэшная борьба с коррупцией, — ещё один отдельный разговор.) Не знаю, вспомнил ли министр Ливанов, что теперь, после фактического упразднения единого экзамена, этой Госпрограмме уже окончательно место в корзине, но твёрдо знаю, что программа останется в силе.
Ну а раз ЕГЭ из детали сделался несущим столпом, то и наблюдаемый ныне закат ЕГЭ есть не мелкая неудача, а принципиальный провал проводившейся полтора десятилетия образовательной политики. Если бы за ним последовали отставки — как оно, в общем-то, повсеместно принято — было бы легче прервать серию ошибок, пока на наших глазах успешно продолжаемую. Можно было бы выкорчевать прямую зависимость педагогов и директоров от баллов по ЕГЭ — и уж тем более избавить от неё губернаторов. Можно было бы развести выпускные и вступительные экзамены. Пусть, например, написанный в школе ЕГЭ станет пропуском не в университет, а на экзамен в университет; можно и по-другому, детали почти не важны — лишь бы разорвать сплошной сегодня фронт фанатов завышения баллов. И когда тень вернулась бы на своё место, деталь вновь стала бы деталью, можно было бы заняться делом. Задуматься, наконец, о содержании школьного образования, сегодня уже непереносимо деградировавшего; о правильном соотношении базовых и прочих предметов — и о наполнении программ; о мотивации учеников и мотивации учителей; о современных методах социализации и современном оснащении учебных процессов. Но ничего этого, к сожалению, не будет, а будет по-прежнему развешивание видеокамер и расстановка металлодетекторов для повышения прозрачности на самом-то деле уже отменённого ЕГЭ".
Сильно!
ОтветитьУдалитьДа, и довольно прямо и открыто, что всегда радует в авторе, даже если у тебя несколько иная точка зрения.
УдалитьЯ не склонен так уж обвинять министерство образования во всех бедах вокруг ЕГЭ. Хотели запустить глобальный проект, решающий вечные проблемы образования (коррупцию, субъективность при оценке), не получается, но что ж с того, ведь политики тоже живые люди. Но хотелось бы по порядку.
К отмене части А я отношусь положительно и не только из-за слива букв-ответов в Интернет, тестовая форма заданий самая зыбкая для возникновения некорректных заданий, что становится очевидным при выполнении вариантов ЕГЭ в подготовительных пособиях. Невозможность выбрать один ответ, просто иной раз необычность формулировки при несложности задания - всё это делает тест с открытой формой ответа самой непродуктивной формой для оценки знаний учащегося.
Возвращение устной части тоже кажется мне положительным, но как верно замечает автор, это уже и не ЕГЭ по сути. Но здесь можно понять, министерство в том, что оно не хочет говорить о неудаче открыто: сейчас такие критикански настроенные СМИ и такое подсаженное на их дешёвые сенсации население (которое тоже можно понять, чего только не было за последние 25 лет, кредит доверия государству исчерпан, ругать его модно, что СМИ и используют), что нельзя просто и открыто выдать новость "ЕГЭ не получился". Сделается такая шумиха, такое смакование этой неудачи, такое падение доверия к другим нововведениям от государства, что не хотелось бы такого. Если экзамен перестанет быть ЕГЭ по сути, но будет продолжать называться ЕГЭ - это не страшно, ведь главное, что он уже не ЕГЭ, что все это будут понимать, а как называется дело второе. Это такой мягкий реформаторский, а не революционный подход к отказу от него.
Согласен с автором, что тест, устные задания или письменные - это всего лишь форма, но не согласен, что от формы ничего не зависит. Развёрнутые устные и письменные задания намного корректнее и продуктивнее тестов, как я уже говорил выше. Согласен с отрицательным отношением к тому, что "по результатам ЕГЭ прямо или почти прямо оценивается работа учителя, директора школы и самой школы, ректора и вуза, департамента образования, губернатора, министра". ЕГЭ как не оправдавшая себя идея не заслуживает быть таким мерилом.
Согласен с предложением автора: "Можно было бы развести выпускные и вступительные экзамены. Пусть, например, написанный в школе ЕГЭ станет пропуском не в университет, а на экзамен в университет", но резко не согласен с тем, что "можно и по-другому, детали почти не важны". Я считаю форму оценки знаний, то есть форму сдачи экзамена и в школе, и в вузе принципиально важной. ЕГЭ можно сделать формой допуска на экзамен в вуз, а вот в вузе форма сдачи должна быть уже серьёзной, то есть развёрнутые устные и письменные задания, но не тесты, и тогда сразу до поступления будет ясно сам выпускник сдал ЕГЭ или "почти сам". А то, что ЕГЭ даёт явно завышенные результаты, происходит из-за наличия КИМов в Интернете. Побороть людей, умеющих взламывать страницы с заданиями и ответами нельзя, значит нужно сделать, чтобы эти ответы не упирались в одну буковку (у части В те же проблемы, и неплохо было бы её также как-то усложнить и перенести в С, чтобы учащийся хоть как-то комментировал свой ответ). Решающее значение должна иметь только часть С, и очень хорошо, если она будет содержать и устные, и письменные (но требующие развёрнутого ответа!) задания.
Я всегда была "ЗА" устные экзамены. Только в случае живого общении можно увидеть, получится из абитуриента хороший студент. Работала пару десятков лет назад в приемной комиссии во время проведения вступительных испытаний. Живая речь, умные мысли, аргументация ответов - вот да!. А бумага все стерпит..., а вот какой специалист будет?
УдалитьЗдравствуйте, Анна Борисовна! Поддерживаю полностью! Сейчас, например, ввели устную часть в экзамене по английскому, сначала по желанию, потом она станет обязательной. Неужели "реформаторам" непонятно, что русский язык - это тоже язык! И нельзя проверять знания и умения в области языка без устной части. Ладно, радует, что ЕГЭ в принципе умирает, хоть и очень медленно, а мы возвращаемся к более корректным формам проверки.
Удалить