понедельник, 10 декабря 2012 г.

Лингвистические задачи: от текста к языку


В этом посте мы рассмотрим первую группу лингвистических задач Всероссийской олимпиады по русскому языку "от текста к языку."

 В заданиях этого типа предлагается текст,
высказывание или словоупотребление в речи, требуется сделать вывод о
свойствах языковых единиц как элементов языковой системы.
Выполнение заданий требует навыков аналитического чтения,
направленного на правильное понимание речи. Подобные задания в большей
мере помогают оценить лингвистические способности, языковое «чутье»,
глубину восприятия слова, навыки анализа языкового материала. В качестве
примера могут быть приведены вопросы по лексике и фразеологии:
А) В чем заключается особенность употребления выделенных слов?
Почему такие слова иногда называют «губками», «джокерами»?
Восток – дело тонкое. Жизнь – интересная штука. Человеческое
счастье – вещь сложная.
Б) Найдите фразеологизм в предложениях из рассказа А. П. Чехова
«Сельские эскулапы». Восстановите его в первоначальном виде. Как, по
вашему мнению, появилось в русском языке это устойчивое выражение? С
какой целью автор изменил его?
В приемную входит маленькая, в три погибели сморщенная, как бы
злым роком приплюснутая старушонка. Она крестится и почтительно
кланяется эскулапствующему.
В) В одном ли значении употребляется выделенное слово в разных
произведениях А. С. Пушкина? Определите значения этого слова.
Настоящий же заслуженный письмовник был мною найден в кладовой,
между всякой рухлядью, в жалком состоянии («История села Горюхина»).
Вскоре вся дворня высыпала на двор. Бабы с криком спешили спасти свою
рухлядь, ребятишки прыгали, любуясь на пожар («Дубровский»).
Караульщик кончил свою работу, встряхнул свою рухлядь, полюбовался
заплатою, приколол к рукаву иголку, сел на пушку верхом и запел во все горло
меланхолическую старую песню… («Дубровский»).
Другие таскали перины, сундуки, чайную посуду, белье и всю рухлядь
(«Капитанская дочка»).
Г) Прочитайте фрагмент одной из пьес А. Н. Островского. Определите
значение выделенного слова. Почему слово мораль изменило свой облик в
речи персонажа?
Я ей добра желал, а она обиделась; еще, пожалуй, рассказывать
будет, значит, разговор пойдет; и будет страм для меня, а не для них. Про
меня пойдет мараль.
К заданиям данного типа можно отнести и комментирование и
исправление орфографических, пунктуационных и речевых ошибок.
Например:
Д) Объясните причину орфографических ошибок: бульён, маёр, ёг.

Задачи можно обсудить в комментариях.

Другие категории задач Олимпиады здесь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Спасибо вам за то, что читаете мой блог! Мне будут очень полезны ваши комментарии по теме этого сообщения.

Если у вас нет аккаунта в Blogger, то, чтобы оставить комментарий, выберете из выпадающего меню строчку Имя/URL, укажите своё имя и напишите отзыв в поле для текста.

Анонимность не приветствуется.

Чтобы вставить гиперссылку, используйте код:

<a href="ССЫЛКА">ТЕКСТ</a>

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...