суббота, 15 октября 2011 г.

Этимологические задачи РМ

Сегодня мы рассмотрим этимологические задачи: это все вопросы на определение исторического родства, исторический (а не современный!) морфемный состав, определение значения иноязычной морфемы и тому подобное. Азы этимологии в школе действительно рассматриваются слабо, но пугаться не следует: этимологию многих слов вы знаете из школьных учебников. Все названия наук, термины и прочие новые слова в курсе всех предметов объясняются по происхождению в скобках: биология - наука о жизни, Реконкиста - обратное завоёвывание и т. д. Вспомнили? Значение многих приставок знаете хотя бы на интуитивном уровне из жизни: ре-, де-, дез-, анти-, ведь так? Ну а для дополнительного самообразования читайте этимологические справочники и словари. Справочники - это понятно, а зачем читать словари? Ведь это разрозненные этимологические объяснения. Мой опыт показывает, что читая одну статью, человек интуитивно воспринимает теоретический приём, заложенный в возникновении слова. Затем он сможет применять его для других слов по аналогии. Поясню сказанное. Вы знаете приставку а- ? Нет? А как же слово аморальный? Узнали? Теперь вы её не только узнали, вы поняли её значение не-, и сможете дальше, услышав впервые слово, скажем, аполитичный понять, что оно значит. Это принцип аналогии. Поэтому чтение литературы на тему этимологии, особенно заостряющей внимание на фонетических моментах - занятие абсолютно полезное. Помогает знание иностранных языков и иноязычных слов, ведь они из тех же истоков, что и многие заимствованные слова, прочно вошедшие в нашу жизнь, то есть из латыни преимущественно. Например, от какого слово произошло солярий? Вспоминаем английское solar - солнечный, и всё понятно. Полезно знать также чередующиеся гласные и согласные. Например,  родственны ли слова обуза и обязанность? Это можно предположить только при условии, что есть чередование у\\я, а оно есть: звук - звякнуть. Итак, закончим, как и в прошлый раз, примером решения задачи и подборкой задач прошлых лет 2007-2009 гг. 6-11 классов.

15. Даны названия четырёх стран и одного города:
Нидерланды, Кот-д’Ивуар, Сьерра-Леоне, Сальвадор, Рио-де-Жанейро —
и их буквальные переводы на русский язык (в перепутанном порядке):
берег слоновой кости, львиные горы, нижние земли, январская река, спаситель.
Как надо расположить названия, чтобы они шли в том же порядке, что их переводы?
(А) Рио-де-Жанейро, Нидерланды, Сьерра-Леоне, Сальвадор, Кот-д’Ивуар;
(Б) Рио-де-Жанейро, Сьерра-Леоне, Нидерланды, Сальвадор, Кот-д’Ивуар;
(В) Рио-де-Жанейро, Сальвадор, Нидерланды, Кот-д’Ивуар, Сьерра-Леоне;
(Г) Кот-д’Ивуар, Сьерра-Леоне, Нидерланды, Рио-де-Жанейро, Сальвадор;
(Д) Кот-д’Ивуар, Рио-де-Жанейро, Нидерланды, Сьерра-Леоне, Сальвадор.
Услышать в части Леоне английское лев совсем несложно. Ланды в Нидерландах тоже ясно напоминают английские земли. Сальвадор - это спаситель, даже если не знать этого, то это единственный однословный перевод, и есть единственное наименование кроме Нидерландов из одной части без дефисов. Уже эти точные расстановки наводят на Г, а если уж услышать в Жанейро английский январь, то это Г однозначно.

Далее без решения.


19. Какое из этих слов греческого происхождения не содержит в себе от-
рицательной приставки ан-?
(А) анальгин; (Б) аноним; (В) анестезия;
(Г) аналог; (Д) анархия.

19. Какое из данных ниже слов исторически не родственно остальным?
(А) продать; (Б) создать; (В) воздать; (Г) передать; (Д) подать.

27. Какое из данных ниже слов исторически не родственно остальным?
(А) разведка; (Б) заведующий;
(В) телеведущий; (Г) отведать;
(Д) ведьма.

24. Какое из этих слов исторически не родственно слову яд?
(А) противоядие; (Б) всеядный; (В) яство; (Г) еда;
(Д) все эти слова исторически родственны.

29. Русское слово неделя переводится на родственный русскому болгарский язык
как сeдмица. А как переводится на русский язык болгарское слово неделя?
(А) четверг; (Б) пятница; (В) суббота;
(Г) воскресенье; (Д) понедельник.

17. В каком из сложных слов отношение между корнями не такое, как в осталь-
ных?
(А) биология; (Б) геология; (В) филология;
(Г) археология; (Д) зоология.

 24. Первая часть слов: панславизм, пантеизм, паноптикум, панорама, панисла-
мизм, пандемия, панамериканский, панъевропейский — греческая по происхож-
дению. Что она означает в этих словах?
(А) ‘вне, внешний’; (Б) ‘вокруг, окружающий’; (В) ‘давно, древний’;
(Г) ‘все, всеобщий’; (Д) ‘верх, высший’.

15. Какое из слов исторически восходит не к тому же корню, что все остальные?
(А) упругий; (Б) пружина; (В) запруживать;
(Г) напрячься; (Д) запрягать.

14. Цитата из воспоминаний актёра Евгения Весника: «Ещё: он почти никогда не
пользовался иностранными словами… Не “виртуоз” — а “умелец”, “мастер”,
“артист своего дела”». А какие из этих слов исконно русские?
(А) умелец, мастер, артист; (Б) умелец, артист;
(В) умелец, мастер; (Г) только умелец; (Д) никакие.

4 комментария:

  1. Рад стараться! Спасибо за признание, а то на комментарии мои читатели что-то скупы. Серия постов по теории Медвежонка будет продолжаться. Как Вы поняли, это уже второй пост.И ещё: вот коммментарий от Вас с фотографией пришёл, а к сайту моему Вы присоединены (кстати, опять спасибо за признание) без фотографии. Почему? Добавьте там своё фото.

    ОтветитьУдалить

Спасибо вам за то, что читаете мой блог! Мне будут очень полезны ваши комментарии по теме этого сообщения.

Если у вас нет аккаунта в Blogger, то, чтобы оставить комментарий, выберете из выпадающего меню строчку Имя/URL, укажите своё имя и напишите отзыв в поле для текста.

Анонимность не приветствуется.

Чтобы вставить гиперссылку, используйте код:

<a href="ССЫЛКА">ТЕКСТ</a>

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...