Сегодня на сайте "Культура русской речи" вышёл презанимательный материал. Лингвист В. И Беликов написал открытое письмо о Всероссийской олимпиаде по русскому языку с многочисленными претензиями по поводу формулировки заданий и критериев оценки ответа.
Я полностью согласен с его письмом и тоже очень часто вижу в разных заданиях по русскому языку ошибки.в формулировках заданий, заключающиеся в некорректности и двойственности их звучания. На самом деле тема ошибок, некорректных, неясных и двояких формулировок шире, чем кажется. Это бывает не только в олимпиадах, но и в экзаменационных заданиях ЕГЭ и ГИА.
Я полностью согласен с его письмом и тоже очень часто вижу в разных заданиях по русскому языку ошибки.в формулировках заданий, заключающиеся в некорректности и двойственности их звучания. На самом деле тема ошибок, некорректных, неясных и двояких формулировок шире, чем кажется. Это бывает не только в олимпиадах, но и в экзаменационных заданиях ЕГЭ и ГИА.
| ||
Во-вторых, если я правильно понял, тот, кто упомянет дефис, но забудет черточку, на 6 баллов не тянет?
А во-первых, это задание имеет отношение к чему угодно, но никак не к «осведомленности в области истории русского языкознания». За сочинение такого вопроса автора стоит проэкзаменовать как раз на предмет «элементарной осведомленности в области истории русского языкознания», а также на предмет русской орфографии, в частности, использования дефиса. Дефис и знак переноса — разные знаки, то, что они выглядят одинаково в большинстве типов текстов7 ничего не означает: это омографы. Ни в одном профессиональном тексте о графике (русской или любой другой) они никогда не смешиваются, в текстах об орфографии — также (см., например, хотя бы Правила-1956).
Сочинитель вопроса поверхностно знаком с правилами употребления дефиса.
Ему невдомек, что из-за, кто-то, во-первых, по-русски, вице-президент — это слова, но не сложные слова (хотя из-за называется сложным предлогом). Хороший школьник может забыть про вице-президента, но если он не упомянет в ответе на этот вопрос об иных проиллюстрированных дефисных написаниях, ему надо не баллы ставить, а снимать с общей суммы.
И еще о дефисе. Сложное слово пятиметровый пишется без дефиса, а его буквенно-цифровой вариант 5-метровый с дефисом. В выражениях постояли-постояли и разошлись или ответьте на каждый вопрос одним-двумя предложениями (это в текущей олимпиаде) нет сложных слов, а дефис есть. Слов постоять-постоять и один-два вообще нет, это четыре слова в тексте, между которыми иногда ставится дефис (в словаре это три слова: постоять, один, два).
И последнее про дефис. Предполагается ли дополнительное поощрение тех, кто напишет примерно следующее: Плохо владеющие русской графикой используют этот знак вместо тире.
В заданиях этого нет, так что квалификация вопрошателей школьнику неизвестна. В ответах к заданиям — есть (например, к предыдущему: в этой нежилой комнате, где на голом письменном столе стоял бронзовый мальчик со скрипкой… - придаточное определительное). И поощрят ли того, кто напишет, что не следует не только путать дефис и тире, но и отбитое тире с неотбитым, в частности, отбивать тире между числительными, как в этом задании: «XVII – XIX вв.».
И, конечно, хотелось бы библиографической ссылки про «этот орфографический знак» «в букварях и орфографических пособиях XVII» века.
***
Каков итог?
По результатам прошедшего мероприятия «победители» пройдут на следующий этап. У тех, кто имеет подлинный интерес к русистике и с точки зрения высшей школы действительно профессионально более подготовлен, есть все шансы получить невысокие результаты. На следующий этап из них пойдут лишь те, кто параллельно продемонстрирует лучшие навыки списывания и угадывания желаний неквалифицированных авторов заданий.
Вряд ли следующий уровень окажется принципиально иным и по характеру заданий, и по профессиональному уровню тех, кто их готовит. Там будут свои победители, которым положено предоставлять преимущества при приеме в профильные вузы.
Не знаю, какие цели преследуют организаторы олимпиады, но ловкие невежды вузам не особенно нужны. Особенно если они получают преимущества перед увлеченными и талантливыми школьниками.
Что делать в создавшейся ситуации русистам вузов? Я много лет преподавал в МГУ, так что могу судить на основании собственного опыта. Идеально было бы игнорировать результаты такой «олимпиады». Но «втихую» этого не сделаешь, поскольку закон требует давать победителям подобных олимпиад преимущества при поступлении.
В сегодняшней России до благополучия страны мало кому есть дело, так что в возможность конфликта я не верю.
Учение о написании ЖИ-ШИ и -Н- / -НН- к науке отношения не имеет. Если бы школьные словесники устраивали олимпиаду по грамотности, любой вузовский преподаватель был бы только благодарен. Но запрет на деепричастия «от глаголов с основой настоящего времени на шипящий согласный» демонстрирует, что и с элементарными проблемами нормы современные школьные словесники знакомы умеренно. Я не имею в виду школьных учителей, там все еще немало грамотных, но они слишком заняты делом, чтобы отбивать хлеб у безграмотных организаторов подобных олимпиад.
Положение со средним образованием год от года хуже (сужу по выпускникам, которые программу средней школы не знают). Причина известна — профанация педагогического процесса.
Оценка достижений этой олимпиады педагогическими кругами мне неизвестна. Но я в ней вижу лишь очередной акт профанации педагогики в том смысле, который закреплен в моем сознании.
По замыслу одних заданий и исполнению других мне очевидно, что организаторы не вполне понимают, какими именно «знаниями, умениями, навыками» должен обладать рядовой компетентный носитель языка, а какими — будущий филолог. И точно не умеют тестировать школьников на наличие этих «знаний, умений, навыков». Лучше всего такая олимпиада справляется с решением двух побочных задач:
Успех в решении первой задачи меня не устраивает как гражданина, второй — как профессионала. Поэтому хочу довести до неглухих сограждан свою профессиональную точку зрения: олимпиада чрезвычайно успешно решила еще одну побочную задачу:
К комментариям педагогов: Любови Калгановой и Натальи Шапиро
22.10.2017 Вернувшись к ссылкам, с сожалением уже не обнаружил на Грамме.ру первоисточника этого письма. В нём разбирались и иные задания. Жаль, что не сохранил письмо целиком у себя. Куда и почему делись письмо и комментарии к нему? |
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Спасибо вам за то, что читаете мой блог! Мне будут очень полезны ваши комментарии по теме этого сообщения.
Если у вас нет аккаунта в Blogger, то, чтобы оставить комментарий, выберете из выпадающего меню строчку Имя/URL, укажите своё имя и напишите отзыв в поле для текста.
Анонимность не приветствуется.
Чтобы вставить гиперссылку, используйте код:
<a href="ССЫЛКА">ТЕКСТ</a>