Предлагаю очередной урок моего курса-соискания методов подготовки к "Русскому медвежонку". На прошлых уроках мы договорились использовать для классификации задач РМ тематический подход и разделили их на две категории "Русский язык" и "Лингвистика". Для русского языка можно выделить два базиса, знание которых необходимо для решения задач: теоретическая база, о которой мы подробно говорили на прошлом уроке, и лексическое богатство, о котором мы поговорим сегодня.
Итак, лексическое богатство, как я уже писал ранее, - это в самом общем смысле совокупность слов, фразеологизмов, крылатых выражений, пословиц и поговорок русского языка. То есть для решения задач РМ, нужно как можно в более полной мере обладать этим самым лексическим богатством родного языка, проще говоря, знать слова, фразеологизмы, пословицы и их значение и уместное употребление в речи.
Если говорить конкретнее, то можно выделить три группы понятий, которые я сюда отношу:
Итак, лексическое богатство, как я уже писал ранее, - это в самом общем смысле совокупность слов, фразеологизмов, крылатых выражений, пословиц и поговорок русского языка. То есть для решения задач РМ, нужно как можно в более полной мере обладать этим самым лексическим богатством родного языка, проще говоря, знать слова, фразеологизмы, пословицы и их значение и уместное употребление в речи.
Если говорить конкретнее, то можно выделить три группы понятий, которые я сюда отношу:
- лексические единицы языка - слова и фразеологизмы;
- некоторые малые жанры фольклора - пословицы, поговорки, афоризмы.
- традиции культуры языка - определённые связи слов в словосочетаниях (особенно управление), верное оперирование служебными словами (чаще ошибки допускаются при обращении с предлогами).
О первых двух пунктах мы уже много говорили и ничего непонятного в них нет, благо понятия "слово", "фразеологизм", "пословица" и тому подобные входят в курс школьной программы. А вот о том, что такое культура языка и её традиции, можно услышать редко.Пожалуй, об этом стоит написать отдельный пост-урок, на данном этапе Вам вполне хватит того краткого комментария, что дан мною сейчас.
Теперь повторю, главные принципы заданий на лексическое богатство: в данном роде задач
- нет чёткой "привязки" к курсу школьной программы по той причине, что нет и быть не может строго очерченного круга слов или фразеологизмов, которые должен знать ученик любого класса. Поэтому здесь задания предлагаются из расчёта, что человек должен обладать богатым лексиконом и знанием культуры родной речи;
- часто, даже не зная правильного ответа на вопрос, всегда можно рассуждать, исходя из здравого смысла, но по-хорошему значение того или иного слова, фразеологизма надо просто знать
Но с одной стороны легко сказать "надо знать", а с другой- способов мгновенного увеличения объёма своего лексикона не существует, ведь это не иностранный язык, здесь список слов, которые нужно знать, не может быть так просто определён, ведь элементарные слова (мама, хлеб, город) знают все, а с теми, которые "должен знать любой образованный человек", всё у всех индивидуально. Несмотря на это я хочу выделить более конкретные советы, которые помогут нам подняться в знании родной речи с уровня Эллочки-людоедки:)
Можете ли Вы сейчас сформулировать, что означают слова:
нива, трапеза, острастка, межа, агнец, страда, очи, чаща, перст, пуща, картечь, невежа, жатва, невежда, бор, деспотия, вечор, эпистолярно, фронтон;
эскалатор, девальвация, апостериори, легитимно, инкогнито, де-юре, кворум, тривиальность, радикальный, сарказм, глобализация, инфляция.
Повторюсь, этисписки случайные наборы слов условны, возможны перегибы в сторону какой-либо сферы, но в любом случае перед Вами представлены одни из самых элементарных слов, которые полезно знать культурному человеку, потрудитесь найти их значения, некоторые из них были в прошлых заданиях РМ, остальные добавлены от меня.
На сегодня, пожалуй, ограничимся этой разминкой, на следующем уроке подготовлю уже чистый практикум по задачам прошлых лет из этой категории. До встречи!
Как пополнить свой лексикон?
- Читайте! Вообще, не только относительно к РМ и пополнению своего лексикона, в этой жизни весьма полезно читать. Мы не будем долго останавливаться на других "полезностях" чтения, это тема отдельной дискуссии, в нашем случае чтение "способно" абсолютно незаметно увеличивать словарный запас, причём черпая слова из реальных текстов, а не, например, из словарей (помню, именно так я учил фразеологизмы!), мы сразу сталкиваемся с конкретными речевыми ситуациями уместного употребления того или иного слова или выражения. Полезно читать не только художественную, но и научно-популярную и публицистическую литературу. Читайте на здоровье!
- Интересуйтесь миром, в котором Вы живёте! Этот совет может показаться банальным, но из личного опыта общения со сверстниками и просто школьниками могу сказать, что многие не знают или не могут объяснить не только уходящие из жизни "книжные" слова, но и многие актуальные для современного общества слова.
- Не ищите только знакомые буквы! Сталкиваясь с непонятным словом или выражением при чтении или в устной речи других людей, не пропускайте его мимо своего внимания. Удивительно, но так действуют очень многие люди! Не поленитесь и обязательно узнайте его значения в словаре!
- Выбирайте оптимальный для Вас способ восприятия информации! Если у Вас страдает орфография старайтесь больше читать, а если орфоэпия - больше слушать в аудиоформате. Ведь так Вы не только узнаёте новые слова, но и подключаете зрительную или слуховую память соответственно, что способствует ещё и запоминанию правописания или верного произношения слова. Здесь следует добавить, что ни на телевидение, ни на большинство сайтов в Интернете равняться в плане грамотности нельзя. Как правило, профессиональное чтение текста можно встретить только на специализированных сайтах или на дисках. Дикторов сегодня, к сожалению, нет, остались только "ведущие новостей":
А теперь проверьте себя прямо сейчас! Ниже я составил два списка: один из "книжных", другой из "современных" (всё в кавычках, ибо названия групп условны) слов.
Какие из этих слов, вы можете объяснить прямо сейчас? Обязательно узнайте, хотя бы по Википедии, а лучше по авторитетному толковому словарю, что означает каждое слово. Это нужно знать современному культурному человеку!
нива, трапеза, острастка, межа, агнец, страда, очи, чаща, перст, пуща, картечь, невежа, жатва, невежда, бор, деспотия, вечор, эпистолярно, фронтон;
эскалатор, девальвация, апостериори, легитимно, инкогнито, де-юре, кворум, тривиальность, радикальный, сарказм, глобализация, инфляция.
Повторюсь, эти
На сегодня, пожалуй, ограничимся этой разминкой, на следующем уроке подготовлю уже чистый практикум по задачам прошлых лет из этой категории. До встречи!
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Спасибо вам за то, что читаете мой блог! Мне будут очень полезны ваши комментарии по теме этого сообщения.
Если у вас нет аккаунта в Blogger, то, чтобы оставить комментарий, выберете из выпадающего меню строчку Имя/URL, укажите своё имя и напишите отзыв в поле для текста.
Анонимность не приветствуется.
Чтобы вставить гиперссылку, используйте код:
<a href="ССЫЛКА">ТЕКСТ</a>