"А моего варианта нету.Здесь, видимо, только тот регион, в котором Москва числится. И кто больше всех по поводу южных стобалльников возмущается? Москвичи и сами не промах. Так-то."
(Из обсуждений на форуме с ответами к ЕГЭ)

Ровно год назад«Учительская газета» первой в стране подняла тему массовых фальсификаций,происходящих во время сдачи единого государственного экзамена. Вернемся к этой теме и расскажем нашим читателям о том, какие последствия повлекла огласка и как развивались события в течение года. Предоставляем слово нашему постоянному автору, известному петербургскому педагогу, учителю года России-2007 Дмитрию Гущину.


Напомню, что в июне прошлого года группа «Самоподготовка к ЕГЭ и ГИА», созданная в социальной сети ВКонтакте (создатель Ярослав Домбровский, Новосибирск), организовала массовое списывание ЕГЭ по всем школьным предметам. В группе состояло более трехсот тысяч человек: учащиеся 11-х классов, выпускники прошлых лет, учителя, репетиторы.Наибольший размах приобрело списывание ЕГЭ по математике 6 июня 2011 года. К нему готовились заранее: по договоренности с создателем мошеннического сайта«Абитуриент.Про» (Мурат Абдувалиев, Москва) группа проводила набор «доноров» -они присылали варианты ЕГЭ в группу, и «хирургов» - они решали задания и выкладывали решения. Обычные пользователи - выпускники - заходили в Интернет во время экзамена и переписывали решения в экзаменационные бланки.
Идея организаторов была такова: придя на экзамен, учащиеся фотографируют мобильным телефоном свои задания и через него же немедленно отправляют их на страницы группы ВКонтакте.Соответственно были открыты страницы для разных школьных предметов и разных комплектов заданий в зависимости от часового пояса. В день экзамена на каждой из этих страниц непосредственно во время экзамена выкладывались задания и решения к ним. В день ЕГЭ по математике решения заданий для Москвы и Санкт-Петербурга размещались уже через час после начала экзамена. Кроме того,был организован так называемый мобильный сервис: решения реальных вариантов ЕГЭ рассылались прямо на мобильные телефоны. Сервис был платным, однако число его пользователей, по словам организаторов, достигло 100 тысяч человек.
Как выяснилось позже, эта схема уже использовалась годом ранее, но тогда до огласки дело не дошло. Однако в этот раз остаться незамеченными не получилось. Сначала о фальсификациях написала «Учительская газета», затем подключился «Пятый канал», а после того как история заняла верхние строчки всех электронных новостных систем, в дело вмешался Президент России. Вообще вертикаль власти в нашей стране работает только сверху вниз, но никогда снизу вверх. Больше недели на всех пресс-конференциях руководство Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки категорически отрицало факт размещения экзаменационных заданий в Интернете. Они даже не делали вида, что хотят разобраться. Но после того как президент позвонил министру образования, а тот сообщил о происходящем на заседании Общественного совета при министерстве, Рособрнадзор признал то, о чем уже неделю говорила вся страна. Списывают.
И что? А ничего. Ну списывают. Более семи тысяч размещенных в Интернете фрагментов заданий передала«Учительская газета» руководителю Рособрнадзора Любови Глебовой. Не произошло ровным счетом ничего. Не было никакой реакции. Экзамены шли, и их продолжали списывать. Приведем фрагмент состоявшегося 24 июня телевизионного эфира«Открытой студии» Пятого канала, в котором помощник руководителя Рособрнадзора Сергей Шатунов излагает позицию надзорного ведомства.
Экзаменационный вариант для французских школьников представляет собой несколько задач-сюжетов по различным темам курса математики. Один из таких сюжетов оказался в Интернете 20 июня в21:18 - вечером накануне экзамена. Обнаруженная утечка стала достоянием гласности, и уже утром 22 июня, на следующий день после экзамена, министерство образования провело пресс-конференцию, на которой министр Люк Шатель объявил,что решение обнародованной задачи не будет засчитано никому из 160 тысяч выпускников. В ответ родители требовали аннулировать весь экзамен целиком,отодвинуть школьные каникулы и дать возможность всем учащимся написать экзамен заново. (Это вполне соответствует французской традиции, в аналогичных случаях в1982 году и 2005 году были приняты именно такие решения.)
Это не все. За 24 часа во Франции нашли и арестовали разместивших в Интернете условие экзаменационной задачи.  По французским законам ответственность за это преступление - 9000евро штраф и 3 года тюрьмы.
Но у нас другое государство. У нас никого не ищут и никого не наказывают. Чиновники выделяют деньги и осваивают их.
Позавчера мне позвонила одна моя давняя знакомая, несколько последних лет она работает директором школы. Эмоциональная дама. «Ты уже знаешь? - кричала она в трубку. - Да что же это такое? Как так можно?» Оказывается, в школу пришли результаты ГИА. Той самой, которая была выложена в Интернете еще в мае. «Ну конечно, я знаю, -подумал я про себя. - А кто не знает-то?» Знающие люди говорят, что она там третий год уже лежит. ВСЕ ОТВЕТЫ ПО ВСЕМ ПРЕДМЕТАМ выкладываются в Интернет за полмесяца до начала этих экзаменов. Условия, ответы. Ими не пользуется только ленивый. «Можно ли что-то сделать?» - спрашивала моя знакомая на том конце телефонной трубки. «Святая женщина, - подумал я. - И чего она мне звонит? Она бы еще в Рособрнадзор позвонила, там бы просто над ней посмеялись».
Итак, прошел год.7 июня в России вновь писали ЕГЭ по математике.
В 3 часа ночи появились варианты с Дальнего Востока. Они были повсюду - на многих сайтах, в десятках групп, на личных страницах ВКонтакте. То, что на одних сайтах выкладывали бесплатно, на других продавали за деньги. И оказалось, что это те самые варианты, которые уже несколько дней гуляли по Интернету, передаваясь из рук в руки, условия экзаменационных заданий были известны за 4 дня до экзамена!И не помогли ни президент, ни потраченные миллионы.
Год назад я заканчивал свой грустный рассказ следующими словами: я уверен, что если сейчас ничего не сделать, если не отыскать и не наказать взрослых, которые развращают детей,если закрыть глаза и уши, сделать вид, что ничего страшного не случилось, то дальше проводить ГИА и ЕГЭ просто аморально. В таком исполнении, как сегодня,эти экзамены приносят не пользу, а вред.
«Что же изменилось?» -спросите вы. Да ничего. Только цены немного выросли.