Новые образовательные законопроекты и госстандарты - вещи занимательные. Читаем, размышляем, высказываем своё мнение.
Реформирование системы среднего образования в нашей стране вступает в завершающую стадию. Новые стандарты для начальных классов уже внедрены. На выходе – образовательный стандарт для старшеклассников, уже вызвавший бурную реакцию. Что ждет учителей, учеников и их родителей – пытались разобраться корреспонденты «Новостей культуры».
Министерством образования и науки приняло новый образовательный стандарт для старшей школы. В 10-м и 11-м классе появится новый предмет «Словесность» – «Русский язык» и «Литература» – в одном учебнике на одном уроке. Многие эксперты опасаются, это приведет к тому, что новое поколение не сможет писать тексты длиннее СМС и твиттов.
Выпускное сочинение в школах уже отменено. Многие ученики из-за этого просто перестали читать, сетуют педагоги. Они считают, при объединении дисциплин, все часы уйдут на «Русский язык» – ведь по этому предмету сдают обязательный экзамен. Привычка к чтению может вовсе исчезнуть.
«Спросите учителя любого предмета – дети катастрофически не могут прочесть условие задачи, они не могут прочесть более или менее длинную статью, – сетует учитель литературы, главный редактор газеты «Литература» Сергей Волков. – Параграф учебника».
Зато они с легкостью «сёрфят» по сайтам и одновременно могут отвечать десяткам друзей в виртуальном пространстве. Современные технологии отучили детей вчитываться в текст – констатируют педагоги. И им нужна сегодня другая подача информации. Но объединение таких предметов как русский и литература – не самый лучший выход.
«Это будут уроки русского языка, где отработка всех материалов будет идти на литературных текстах, – рассказывает Сергей Волков. – Мы возьмем кусок из текста Пушкина, будем вставлять в него буквы, будем искать там сложносочиненные предложения, потом еще что-нибудь подумаем про то, что там сказано и на 150 слов напишем свои мысли».
«Это будут уроки русского языка, где отработка всех материалов будет идти на литературных текстах, – рассказывает Сергей Волков. – Мы возьмем кусок из текста Пушкина, будем вставлять в него буквы, будем искать там сложносочиненные предложения, потом еще что-нибудь подумаем про то, что там сказано и на 150 слов напишем свои мысли».
А развернуто мыслить, формировать свой духовный мир, расширять словарный запас помогали именно уроки литературы. Прошедший этим летом впервые Всеросийский съезд учителей русского языка и литературы выпустил очень категоричную резолюцию: слияние недопустимо, методически не обоснованно, препятствует решению образовательных задач. Что подтверждают и ученые.
«Если мы говорим о развитии науки, то, наоборот, мы видим расхождение науки о языке и науки о художественных текстах, – говорит доктор филологических наук, директор Института лингвистики РГГУ Максим Кронгауз. – У них разные методологии, разные объекты, разные установки. И это очень важно показать. Скорее, можно было думать о подготовке преподавателей специально для русского языка».
По мнению разработчиков стандарта, сейчас русский язык и литературу преподают неправильно. Задача педагогов – не углубляться в науку, а воспитывать достойных граждан.
По мнению разработчиков стандарта, сейчас русский язык и литературу преподают неправильно. Задача педагогов – не углубляться в науку, а воспитывать достойных граждан.
«Задача объединения курса русского языка и литературы в единый предмет на старшей ступени школы преследует, прежде всего, эти цели, с тем, чтобы не только передать ребенку навыки и умение литературной критики или анализа текста, но ,прежде всего, сформировать ценностно-смысловую сферу жизни ребенка его самоидентификацию в очень быстро меняющемся мире», – говорит доктор педагогических наук, руководитель группы разработчиков новых школьных стандартов Александр Кондаков.
Реформа образования в целом – меняет цель обучения. Как объясняет директор центра социально-экономического развития школы Сергей Косарецкий, давать ученику максимум знаний, как было в советской школе – уже не актуально. Сегодня миссия школы – научить ориентироваться в море информации.
«В образовательном стандарте сделана ставка на построение индивидуального образовательного маршрута, – говорит директор центра социально-экономического развития школы Института развития образования Высшей школы экономики Сергей Косарецкий. – Предполагает несколько возможностей для выбора учащегося, выбора семьи учащегося. И сам по себе этот ход, на мой взгляд, является продуктивным. Сегодня вектор индивидуализации является общим для развитых стран мира. Есть основание считать, что в этом направлении мы некоторым образом опаздываем».
Нужно ли так торопиться?! Куда мы движемся? Противники стандартов – среди которых, в основном, учителя и родители - не согласны ни с темпами, ни с выбранным направлением. Но стандарт принят. С 2013 года его будут тестировать в отдельных школах, с 2020-го – введут на всей территории страны.
Совершенно очевидно, что даже банально количество часов, выделяемых на одну дисциплину, будет меньше, чем на две... Что делать нам, преподавателям? Идти на демонстрации? Которые никому ничего в нашей стране никогда не доказывали? Скорее - организовывать катакомбные школы, преподавая русский язык и литературу... безысходная печаль, которой можно противопоставить только теорию капли, которая точит камень.
ОтветитьУдалитьМне тоже не очень понятно это слияние. Что будет представлять этот предмет? Если то, о чём говорит г-н Волков, то это нелепо, русский заслонит собой литературу. И хоть я сторонник того, что часов русского должно быть больше, но объединение предметов в некий монолит, даже если на него будут давать законные 5 часов в неделю (ведь сейчас 3 л. + 2 р.) не представляется мне чем-то разумным.
Удалить