пятница, 3 августа 2012 г.

Урок словесности: симбиоз или гибель языка и литературы?

Новые образовательные законопроекты и госстандарты - вещи занимательные. Читаем, размышляем, высказываем своё мнение.

Реформирование системы среднего образования в нашей стране вступает в завершающую стадию. Новые стандарты для начальных классов уже внедрены. На выходе – образовательный стандарт для старшеклассников, уже вызвавший бурную реакцию. Что ждет учителей, учеников и их родителей – пытались разобраться корреспонденты «Новостей культуры».
Министерством образования и науки приняло новый образовательный стандарт для старшей школы. В 10-м и 11-м классе появится новый предмет «Словесность» – «Русский язык» и «Литература» – в одном учебнике на одном уроке. Многие эксперты опасаются, это приведет к тому, что новое поколение не сможет писать тексты длиннее СМС и твиттов.
Выпускное сочинение в школах уже отменено. Многие ученики из-за этого просто перестали читать, сетуют педагоги. Они считают, при объединении дисциплин, все часы уйдут на «Русский язык» – ведь по этому предмету сдают обязательный экзамен. Привычка к чтению может вовсе исчезнуть.
«Спросите учителя любого предмета – дети катастрофически не могут прочесть условие задачи, они не могут прочесть более или менее длинную статью, – сетует учитель литературы, главный редактор газеты «Литература» Сергей Волков. – Параграф учебника».
Зато они с легкостью «сёрфят» по сайтам и одновременно могут отвечать десяткам друзей в виртуальном пространстве. Современные технологии отучили детей вчитываться в текст – констатируют педагоги. И им нужна сегодня другая подача информации. Но объединение таких предметов как русский и литература – не самый лучший выход.

«Это будут уроки русского языка, где отработка всех материалов будет идти на литературных текстах, – рассказывает Сергей Волков. – Мы возьмем кусок из текста Пушкина, будем вставлять в него буквы, будем искать там сложносочиненные предложения, потом еще что-нибудь подумаем про то, что там сказано и на 150 слов напишем свои мысли».
А развернуто мыслить, формировать свой духовный мир, расширять словарный запас помогали именно уроки литературы. Прошедший этим летом впервые Всеросийский съезд учителей русского языка и литературы выпустил очень категоричную резолюцию: слияние недопустимо, методически не обоснованно, препятствует решению образовательных задач. Что подтверждают и ученые.
«Если мы говорим о развитии науки, то, наоборот, мы видим расхождение науки о языке и науки о художественных текстах, – говорит доктор филологических наук, директор Института лингвистики РГГУ Максим Кронгауз. – У них разные методологии, разные объекты, разные установки. И это очень важно показать. Скорее, можно было думать о подготовке преподавателей специально для русского языка».

По мнению разработчиков стандарта, сейчас русский язык и литературу преподают неправильно. Задача педагогов – не углубляться в науку, а воспитывать достойных граждан.
«Задача объединения курса русского языка и литературы в единый предмет на старшей ступени школы преследует, прежде всего, эти цели, с тем, чтобы не только передать ребенку навыки и умение литературной критики или анализа текста, но ,прежде всего, сформировать ценностно-смысловую сферу жизни ребенка его самоидентификацию в очень быстро меняющемся мире», – говорит доктор педагогических наук, руководитель группы разработчиков новых школьных стандартов Александр Кондаков.
Реформа образования в целом – меняет цель обучения. Как объясняет директор центра социально-экономического развития школы Сергей Косарецкий, давать ученику максимум знаний, как было в советской школе – уже не актуально. Сегодня миссия школы – научить ориентироваться в море информации.
«В образовательном стандарте сделана ставка на построение индивидуального образовательного маршрута, – говорит директор центра социально-экономического развития школы Института развития образования Высшей школы экономики Сергей Косарецкий. – Предполагает несколько возможностей для выбора учащегося, выбора семьи учащегося. И сам по себе этот ход, на мой взгляд, является продуктивным. Сегодня вектор индивидуализации является общим для развитых стран мира. Есть основание считать, что в этом направлении мы некоторым образом опаздываем».
Нужно ли так торопиться?! Куда мы движемся? Противники стандартов – среди которых, в основном, учителя и родители - не согласны ни с темпами, ни с выбранным направлением. Но стандарт принят. С 2013 года его будут тестировать в отдельных школах, с 2020-го – введут на всей территории страны.

2 комментария:

  1. Совершенно очевидно, что даже банально количество часов, выделяемых на одну дисциплину, будет меньше, чем на две... Что делать нам, преподавателям? Идти на демонстрации? Которые никому ничего в нашей стране никогда не доказывали? Скорее - организовывать катакомбные школы, преподавая русский язык и литературу... безысходная печаль, которой можно противопоставить только теорию капли, которая точит камень.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне тоже не очень понятно это слияние. Что будет представлять этот предмет? Если то, о чём говорит г-н Волков, то это нелепо, русский заслонит собой литературу. И хоть я сторонник того, что часов русского должно быть больше, но объединение предметов в некий монолит, даже если на него будут давать законные 5 часов в неделю (ведь сейчас 3 л. + 2 р.) не представляется мне чем-то разумным.

      Удалить

Спасибо вам за то, что читаете мой блог! Мне будут очень полезны ваши комментарии по теме этого сообщения.

Если у вас нет аккаунта в Blogger, то, чтобы оставить комментарий, выберете из выпадающего меню строчку Имя/URL, укажите своё имя и напишите отзыв в поле для текста.

Анонимность не приветствуется.

Чтобы вставить гиперссылку, используйте код:

<a href="ССЫЛКА">ТЕКСТ</a>

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...