пятница, 19 октября 2012 г.

Анализ лирического произведения

Продолжаю посты по подготовке к олимпиаде по литературе для тех, кому она ещё предстоит. "Накопал" два немного разных варианта анализа стихотворения, привожу оба на выбор. Следует также понимать, что если на олимпиаде был дан отрывок малоизвестного Вам произведения, некоторые элементы анализа придётся пропустить (если, конечно, это нельзя выяснить из приведённого фрагмента). Я подчеркнул их в плане.


Схема анализа лирического произведения
Вариант №1 (короткий).
• Автор, название, время написания, история создания, место в творчестве, кому посвящено.
Сведения о литературной ситуации, как приняли стихотворение, какие существовали в то время литературные течения и направления, к какому принадлежал автор.
Структура образов и развитие конфликта.
• Тема и идея.
• Композиция.
• Движение мысли и чувства в художественном тексте, развитие конфликта и сюжета (если есть).
• Система художественных образов, прямая или опосредованная их соотнесённость с жизнью человека, его чувствами.
• Черты лирического героя.
Жанровое своеобразие (ода, элегия, гимн, романс, баллада и т.д.).
Основные особенности поэтического языка - тропы и фигуры (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения…).
Ритм, стихотворный размер, рифма.
Особенности интонации.
Личное восприятие стихотворения. Ассоциации, раздумья, оценка, истолкование.

Источник информации здесь.                                                                                


Вариант №2 (подробный)



  1. Тема стихотворения:
    • пейзаж;
    • общественно-политическая;
    • любовная/интимная;
    • философская.

  2. Сюжет:
    • есть сюжет: образы событий (...каких именно...);
    • без сюжета: образы чувств (...).

  3. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:
    1. Композиция: размер, рифма, ритм.
      • Размер:
        _ _' / _ _' / _ _' /_ _'      ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);
        '_ _ / '_ _ / '_ _      хорей 3-стопный;
        '_ _ _      дактиль;
        _ _' _     амфибрахий;
        _ _ _'     анапест.

      • Рифма:
        аабб - парная;
        абаб - перекрестная;
        абба - кольцевая.

    2. Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
      • эпитет - художественное определение;
      • сравнение;
      • аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
      • ирония - скрытая насмешка;
      • гипербола - художественное преувеличение;
      • литота - художественное преуменьшение;
      • олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
      • метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют;
      • паралеллизм.

    3. Стилистические фигуры:
      • повторы/рефрен;
      • риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;
      • антитеза/противопоставление;
      • градация - например: светлый - бледный - едва заметный;
      • инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
      • умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам.

    4. Поэтическая фонетика:
      • аллитерация - повторение одинаковых согласных;
      • ассонанс - повторение гласных;
      • анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
      • эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

    5. Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.

  4. Образ лирического героя, авторское "Я".

  5. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.

  6. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.
Источник информации здесь.


Пост о подготовке к олимпиаде по литературе в целом здесь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Спасибо вам за то, что читаете мой блог! Мне будут очень полезны ваши комментарии по теме этого сообщения.

Если у вас нет аккаунта в Blogger, то, чтобы оставить комментарий, выберете из выпадающего меню строчку Имя/URL, укажите своё имя и напишите отзыв в поле для текста.

Анонимность не приветствуется.

Чтобы вставить гиперссылку, используйте код:

<a href="ССЫЛКА">ТЕКСТ</a>

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...