суббота, 13 августа 2016 г.

Лучшие блоги. Часть 2. «Оно вам надо!»

Блог «Оно вам надо!» знаю очень давно, хотя и меньше времени, чем предыдущий. Его ведёт учитель русского языка и литературы Елена Владимировна Воронина из Санкт-Петербурга. На боковой панели написано: «Блог живёт для учеников 5-11 классов 342 школы Санкт-Петербурга. И для души, конечно. Все читатели и присоединившиеся к блогу приветствуются». В этом небольшом описании вся суть ресурса — блог и вправду на редкость такой ученикоцентричный, не учительский и не педагогический, а просто… «живёт для учеников», точнее не скажешь. Запомнилась фраза из одного поста: 21 кабинет — территория свободы.

Самое ценное в блоге — конкретные примеры практического применения новаторских методических приёмов на уроке и во внеурочной деятельности. Перевёрнутый класс, урок от учеников, коллективная работа с электронными документами, интерактивные тренажёры и тесты — здесь все эти новые формы учебной деятельности смешиваются воедино и иллюстрируются, мы видим не «что можно сделать», а «как это уже сделали», что позволяет эффективно повторить и дополнить или, наоборот, не повторять. Самый красивый пример осмысленного творческого задания — сочинение «Что мне дала и что у меня отняла школа».

Даже в тех постах, где описана жизнь без учеников, сама подача как бы призывает их к действию и к этому расповсюживанию (слово автора блога). Хороший пример ей-богу заразительнее дурного. Молчаливый позитивный опыт того, «что есть», всегда лучше, чем назидательная морализация о том, «как надо». По-моему, это основная мысль Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома». Если заменить «воспитываете» на «учите», то суть останется та же — чтобы кто-то пошёл на ТД или на Ночь музеев, нужно просто пойти самому. Кому надо — увидят, остальным — не надо. Ни со словами, ни без слов. Чтобы кто-то что-то внедрил на уроке, надо внедрить и показать, как это было.

У блога не очень много разделов выведено на верхний план. Среди них:


  • Литература (на первом месте!) — здесь аудиохрестоматия, литературный календарь, списки для чтения и много всего. «Никого насильно не затягиваю. Всем готова поставить «3» прямо в начале учебного года. Даже отсутствие не буду отмечать. Согласны? Для тех, кто не очень согласен, готова открыть новые горизонты». Вроде бы обычная практика, но когда это вот так вслух говорят, мало кто будет согласен примкнуть к номинальным троечникам.
  • Русский язык — 6 полезных ресурсов и куча научно-популярных книг со ссылками (Чуковский, Успенский, Розенталь, Кронгауз, Левонтина…)
  • Классное руководство — фотоальбомы с пионерами (так автор блога называет учеников). «Странное дело: мне всегда достаются хорошие пионеры. Наверное, я просто по жизни везучий человек». Скромное лукавство — ученики все и всегда по-разному хорошие, но надо знать, где что у каждого нажать, чтобы раскрылось. Это уже профессионализм.
  • Книги о школе — куча книг со ссылками.

Есть страница «Об авторе», считаю такую страницу в блогах очень нужной.
Названия ярлыков очень разные и в целом такие нерубричные, под себя, но всегда можно найти то, что нужно. Больше всего постов с ярлыками «Русский язык», «Санкт-Петербург», «Думать» (последний особенно отражает специфику блога!) Есть общий список полезных ссылок «Кому-нибудь точно понадобится».





Мини-интервью сегодня (2016)

— В прошлом интервью мне Вы писали: «Блог живёт 2 года. И за это время стал частью меня, потому что это и продолжение разговоров на уроке, и дневник, и связь с учениками, и мощный инструмент воспитания». Можно сказать, что что-то изменилось? Может, какая-то роль блога превалирует или появились новые? 

— За 7 лет аудитория блога изменилась: читают не только пионеры, пришли коллеги из разных городов и стран, ответственность возросла.  Готова ответить и на другие вопросы. 

— Как Вы решили стать учителем? Были другие варианты в мыслях?

— Если поможет в Вашей задумке, вот недавнее блогоинтервью для Ольги Голубевой.
Оказалось, этот вопрос совсем недавно уже задавала Елене Владимировне Ольга Николаевна Голубева (блог «Пишичитай»), но я тогда ещё не читал это интервью. Продублирую ответ у себя:
— Учителем хотела стать с 1 класса. В 8 классе увлеклась археологией, когда прочитала книгу о Генрихе Шлиманеиз серии ЖЗЛ, мечтала найти свою Трою, ходила в археологический кружок во Дворце пионеров. Потом остыла. К этому времени мне уже доверяли вести уроки в начальной школе во время дня самоуправления.

Почему я стала учителем русского языка. («Но Леночка уже была отравлена книгой Бориса Тимофеева «Правильно ли мы говорим?» Зелёненькая, потрёпанная, она была куплена мамой в магазине «Старая книга» — были такие в советское время — по моей настоятельной просьбе, по-моему, ещё в начальной школе. И прочитана за одну ночь»)

Мама, кстати, всегда была против.
После этого были ещё два вопроса от меня (не смог удержаться, хотя планировал только два вопроса).

О блоге 

— Как Вы думаете, отчего зависит комментируемость? В моём списке блогов есть очень хорошие некомментируемые ресурсы. Отчего зависит, станет ли блог молчаливым интернет-журналом или средством для общения? Вы пишите, что Ваши посты сначала были в никуда. Если бы «в никуда» продолжилось, Вы бы писали дальше?

— Евгений, у меня нет ответа на вопрос, почему одни блоги комментируются, а другие нет, правда. Возможно, со временем складывается определённая аудитория читателей-друзей, которых что-то цепляет. Иногда блогеры ходят друг к другу в гости: ты прокомментировал у меня, а я за это у тебя, в знак благодарности. Комментарии — дело добровольное, согласитесь.  
Блог-копилка, пусть даже невероятно содержательная, — дорога одного человека. Обычно посты там выглядят так: «Интересные замечания об образовании. И ссылка». Всё. Что так понравилось автору? С чем он готов спорить? Как это можно/нельзя применить? Что делать читателю с этой информацией? Когда нет личного отношения, трудно комментировать. Сказать спасибо за ссылку? В лучшем случае в ответном комментарии услышишь «пожалуйста». Это не диалог. У меня иногда из комментариев рождаются новые идеи, коллективный разум сильнее одного зачастую зашоренного учительского мозга.  
Сейчас не могу с уверенностью сказать, продолжила бы писать «в никуда», всё сложилось так, как сложилось. Наверное, продолжала бы, потому что время от времени возвращаюсь к написанному, чтобы не наступать на те же грабли.  
О профессии

— Есть сегодня в учениках (просто в детях) что-то такое, чего не было в прошлых поколениях? Это одна из «вечно актуальных» тем, но сегодня отчётливо выделяются два полюса: они ничем не заинтересованы, поэтому ничего не знают — они гении и знают всё, что надо, лучше взрослых. Вы об этом что думаете? В чём золотая середина? 

— Дети как дети. С теми же проблемами, что и 20 лет назад: внутренние бунты, неразделённая любовь, поиски себя в этом мире, невероятная потребность быть если не понятыми, то хотя бы услышанными. Количество гаджетов и умение нажимать кнопки никак не влияет на жизнь сердца и души. Да, иду без стеснения за помощью, если сама не могу соединить 2 провода. А они ко мне, когда поговорить надо: в письме, в чате, в блоге, но чаще лично, чтобы глазами разговаривать.  
Количество самостоятельно читающих пионеров, на мой взгляд, за последние 5 лет увеличилось, с удовольствием обмениваемся книгами. Мы друг у друга учимся, и это невероятно приятный процесс.  
Евгений, если что-нибудь хотите уточнить, пишите, пожалуйста.
— Про учеников я бы уточнил, что имею в виду, но это выйдет рассуждение на отдельный пост, поэтому уже не сейчас (на часах меж тем 0:48).

«Из неизданного»: мини-интервью вчера (2012)

Как и в прошлом посте, свои вопросы убрал. Перечитываю с удовольствием.

Изначально мой блог был всего лишь зачётной работой на курсах повышения квалификации. НО! У нас был замечательный преподаватель Юрий Владимирович Ээльмаа (предполагаю, это имя известно Вам), человек с уникальной харизмой и радеющий о том, чтобы «училки-курицы» превращались в современных учителей. Он создал Клуб, где выпускники его курсов — и не только они — могут общаться очно и постоянно обмениваться опытом. Вы понимаете, Евгений, сеть — это прекрасно. Но нужны глаза. 
 
Платформа Blogger выбрана из доверия к преподавателю: человек на себе попробовал многое, нам предложил лучшее, с его точки зрения. Меня продукты Google устраивают, менять ничего не хочется, ибо здесь всё соответствует моим желаниям совместной работы с учениками. Кто читает меня? Россия, зарубежье, ближнее и дальнее (Антарктида пока молчит). И с посещениями по-разному получается: иногда 20, иногда 200. Видимо, зависит от тематики последнего поста. В среднем 100 просмотров за сутки.  
Кого читаю? Во-первых, друзей, с которыми знакома лично (согласитесь, это для каждого человека близкий круг единомышленников). Во-вторых, блоги своих учеников, правда, некоторые просто чтобы стать первым читателем, ибо ребёнку нужна поддержка. Да, не все блоги потом продолжают жить, но это нестрашно. В-третьих, обязательно просматриваю круг чтения тех людей, которые стали постоянными читателями моего блога. Ведь они ко мне пришли, значит, у нас есть общие точки соприкосновения. Это самый продуктивный метод найти нечто интересное! Кстати, Евгений, и ваш блог таким образом найден. И потом отрадно видеть, как пересекаются круги друзей друзей друзей. 
 «Зачем мне орден?» Абсолютно равнодушна ко всяческого рода наградам. Мои пионеры про меня всё и так знают. Я про себя тоже. Поэтому принципиально не выкладываю грамоты-награды-портфолио и прочую восторженную ерунду. Я всё как-то больше о душе пекусь. Из этих же соображений нет в моём блоге рекламы. Официально стала победителем на фестивале русского языка 2012 в номинации «Литературная жизнь блогера», но не награда порадовала, а мнение эксперта Тихоновой Елены Владимировны: «Елена Владимировна, наверное, один из самых популярных блоггеров-педагогов в стране. Нахожу ссылки на этот блог у самых разных людей, что очень приятно. Блог интересный, живой и в оценке совершенно не нуждается, разве что в признании. Спасибо, что стали участником конкурса. Лично для меня Ваш блог - абсолютный победитель. Желаю Вам удачи! »
Блог живёт 2 года. И за это время стал частью меня, потому что это и продолжение разговоров на уроке, и дневник, и связь с учениками, и мощный инструмент воспитания. Я люблю свой блог. Но он камерный, ничего особенного там нет, просто для комфортного существования меня и моих пионеров. Иногда просматриваю старые посты и убираю их, переосмыслив свою наивность. Если какие-то идеи полезны другим читателям — прекрасно.
Советую зайти вам в блог «Оно вам надо!», если вы о нём ещё не знали.

Беседы с Еленой Ворониной в других блогах:

«Пишичитай» (блогоинтервью),
«ЧУМотека» (гостевой пост).

17 комментариев :

  1. Женя, согласна с Вами. Этот блог мне тоже нравится.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хорошо, что есть такие блоги и учителя. Пока нам надо, оно есть.

      Удалить
  2. В сети море разоливанное красивых причесанных блогов педагогов,где и орденов,и медалей понавешано. Только вот для кого они?
    Люблю "Оно вам надо" как раз за свободу,которую он даёт каждому, туда пришедшему - пионеру ли,пенсионеру ли)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Когда я смотрю на себя как на читателя блогов, то мне минимализм приятнее для глаз. Мерцающе-блистающие надписи-гаджеты-баннеры немного режут глаз. Но в собственном блоге мне сложно иногда отказаться от визуального обновления, просто потому что постоянно хочется усвоить что-то новое.

      Удалить
  3. Женя, а ведь можно о блоговых комментариях написать пост и даже студенческую научную работу. 1.Комментарии в блогах учителей. На 97% пустые и неинформативные. 2.Комментарии в ФБ. Чуть лучше, но в основном "поглаживания". И так далее...
    Это только моё мнение, но аргументы привести могу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я уже давно думал написать что-то на эту тему, но планирую начать с более общей темы вроде «Педагогический блог как средство общения в образовательной сфере». Здесь нужно начать с того, на мой взгляд, какие функции блога превалируют для учителей.

      Проблема неинформативных комментариев («Здравствуйте! Спасибо!» — «Пожалуйста!») довольно сложная. Важно, чтобы педагоги-блогеры не восприняли её в штыки, иначе с ними будет трудно сотрудничать. Ведь никакой беды в неинформативном комментарии нет (ну захотел человек просто спасибо сказать, сам так делаю), но изучить эту тему до мелочей хочется, чтобы было чёткое понимание, что комментарии не показатель информативной ценности блога.

      Удалить
    2. Ох, коллеги, ну что же вы так зациклились на этих комментариях? Давайте ещё лайки в ФБ подсчитывать! Ценность блога для читателя в контенте. Остальное — от лукавого.

      Удалить
    3. Женя, ты, конечно, примешь предложение СГ. Судя по тому анализу блогов, который ты представил в последних постах, у тебя уже складывается основа студенческой научной работы. Удачи тебе!

      Удалить
    4. Согласна, неинформативные комментарии нужны, я тоже пишу иногда "спасибо". Но преобладают именно они, к сожалению. Например, зашла в блог учителя, где выложен отзыв о книге. Там несколько комментов, все эти люди книгу не читали. Зачем писать пустой комментарий? Я этого не понимаю. Мне кажется, это особенность в основном учительских блогов. Могу, конечно, и ошибаться.

      Удалить
    5. Лайк — это как раз хороший способ отметиться, когда нечего сказать, а показать, что «я здесь был», хочется. Но в учительских блогах не очень прижилось. Не зря ФБ ввёл новые «смысловые» лайки, они также должны уменьшить число примитивных комментариев. Но считать их мы, конечно, не будем, мы же не бессмертные, чтобы тратить на это время:)

      Здравствуйте, Валентина Васильевна! Как уже написал выше, собираюсь начать с более общей темы, а до комментов, может быть, дело дойдёт позже.

      Исходя из моего списка чтения, педагогическому блогингу как массовому явлению 5-7 лет. Т. е. хорошо, что учителя хоть как-то стали общаться в Сети, но со временем этот процесс оптимизируется, и пустые комментарии уйдут в прошлое.

      Удалить
  4. Евгений, читатель мой верный, спасибо, что «расповсюживаете» меня (слово не моё, будем честными, говорят, родилось лет 10 назад на пароходе с умными учителями).

    Уточняйте, пишите, не стесняйтесь. Не очень важно, сколько времени на часах. Для вас я тоже всегда «зелёная».

    «Из неизданного» порадовало. И сейчас подпишусь под каждым словом.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Елена Владимировна, буду знать, что всегда могу обратиться!

      В любом случае слово подхватили Вы, и Вы же его расповсюдили:) Это тоже важно:)

      «Неизданное» и меня порадовало, когда нарыл у себя в компьютере такое. Годы шли. Слова ждали и ценнели.

      Удалить
    2. Другой удалил бы, забыл, а Вы сохранили бережно. Низкий поклон.

      Удалить
    3. Ну начнём с того, что в своё время я отнял время у Вас на это и не опубликовал (а вдруг Вы ждали?) А сохраняю такие вещи я всегда, знаю: чем старее, тем вкуснее.

      Удалить
    4. Не переживайте, Евгений: не очень ждала. Просто подумала, что Вам это необходимо было для внутреннего самоанализа.

      Удалить
  5. Недавно познакомилась с блогом "Оно вам надо", зацепил)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна! Рад, что блог становится всё более известным среди учителей.

      Удалить

Спасибо вам за то, что читаете мой блог! Мне будут очень полезны ваши комментарии по теме этого сообщения.

Если у вас нет аккаунта в Blogger, то, чтобы оставить комментарий, выберете из выпадающего меню строчку Имя/URL, укажите своё имя и напишите отзыв в поле для текста.

Анонимность не приветствуется.

Чтобы вставить гиперссылку, используйте код:

<a href="ССЫЛКА">ТЕКСТ</a>

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...