воскресенье, 14 августа 2016 г.

Лучшие блоги. Часть 3. «Учебник нашего времени»

Блог «Учебник нашего времени» ведёт учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №49» Астрахани Саблина Валентина Васильевна, мой друг и наставник.

Полезный образовательный ресурс, посвящённый, прежде всего, экзаменационным формам заданий (ЕГЭ, ОГЭ), рекомендациям по написанию сочинения и эссе, материалам с официальных ресурсов об экзаменах и выпускном сочинении (ФИПИ, Сочинение.рф, Портал ЕГЭ…). Помимо этого, автор выкладывает лучшие ученические работы и отзывы о прочитанных книгах. Эти темы отражены в главных разделах блога.

Валентина Васильевна принадлежит к числу тех представителей современной российской педагогики, которых можно назвать умеренными новаторами. Продолжая в своей педагогической практике пользоваться традиционными в хорошем смысле приёмами и формами заданий, она прибегает к новым методическим изыскам в тех случаях, когда интуитивно чувствует или рационально понимает их целесообразность. Предпочитает устные формы работы — письменным, коллективные — индивидуальным, практические — теоретическим. Бессмысленного внедрения новаций в её практике нет, как нет и злоупотребления новациями, что сегодня свойственно радикальным новаторам (ИКТ без повода). Активно поддерживает конкурсное / игровое (Русский медвежонок, Интеллект-экспресс, 1 Сентября…), проектное (Старт в науку и другие конференции) и научно-популярное (Тотальный диктант) направления как эффективную альтернативу для раскрытия ученических способностей, что в теории педагогики соответствует соловейчиковским принципам преподавания: «Интерес к учению и умение учиться теперь становятся такими же важными результатами школьных лет, как и знания» (Симон Соловейчик «Учение с увлечением», 1979). Всё это отражает ресурс автора.

Блог представляет собой методическую копилку и практические результаты собственной педагогической деятельности, ориентированной на лингвистические принципы УМК М. В. Панова: системность языка в целом, фонологичность орфографии, частеречное разделение по «Грамматике-80» (глагольный статус причастия и деепричастия) и др.

Вот несколько основных разделов блога:


  • Готовимся к ЕГЭ и ЕГЭ: сочинения — материалы из Сети для подготовки к ЕГЭ и сочинения собственного авторства.
  • ОГЭ и ОГЭ: образцы сочинений — аналогично для ОГЭ.
  • Выпускное сочинение (изложение) — материалы для подготовки с сайта Сочинение.рф
  • Ученические работы — результаты педагогической деятельности.
  • Мои эссе — авторские тексты

Из ярлыков наиболее актуальные и богатые по числу постов следующие:

Дидактический материал,
Современный русский язык,
Экзамены,
Выпускное сочинение,
Конкурсы.




Мини-интервью сегодня (2016)

— Какие страницы и отдельные посты Вашего блога наиболее популярны?
— Более всех популярна в моём блоге страница "ОГЭ: образцы сочинений" (за время существования блога  полмиллиона просмотров). Далее идут страницы "ОГЭ" и "Готовимся к ЕГЭ". Соответственно популярны  образцы сочинений. Притом на первом месте сочинение о взаимодействии музыки на человека, написанное мной самой, и также оригинальное сочинение моего выпускника о взаимоотношениях учителя и ученика. В блоге размещены как мои собственные сочинения (какое-то время назад я  увлекалась написанием сочинений-образцов для ЕГЭ и ОГЭ и эссе) и работы моих учеников, так и взятые с различных сайтов.После введения итогового сочинения (изложения) я стала собирать в своём блоге материалы, связанные с подготовкой к сочинению. Велосипеда я здесь не изобретаю, пользуюсь подборками сайта "Сочинение. РФ". На сайте оперативно публикуется информация об этом экзамене и представлены добротные методические материалы для учителя и памятки и советы для учеников. Таким образом, "Учебник нашего времени" остаётся прежде всего блогом образовательным, блогом учителя-практика, решающего тактическую задачу подготовки своих подопечных прежде всего (я рекомендую своим ученикам материалы блога, использую соответствующие материалы на уроках) к государственной итоговой аттестации.В краткосрочной перспективе, за неделю, сейчас -- в "мёртвый" сезон -- популярны мои фоторепортажи о родном крае. 

— Какие примеры внедрения новаторских приёмов на уроке Вы бы выделили как успешные и эффективные?
— Онлайн-тесты для подготовки к ГИА и вообще всякие развивающие тесты (можно ли их считать новаторским приёмом?) способствуют развитию человека, обогащают знанием, расширяют кругозор. Применение презентаций на уроках позволяет компактно представить изучаемый материал.Есть  богатые возможности у Google и других систем и сервисов для работы в сети. В частности, у меня есть опыт проектирования сетевых учебных задач по русскому языку. Однако для  использования этой методики требуется наличие технических средств  и высокая организованность обучающихся. 

«Из неизданного». Мини-интервью вчера (2012)

Традиционно без вопросов.

Блог я создала в период обучения на семинаре «Образовательный блог в деятельности педагога» на портале «Открытый класс» в 2010 году. Это была практическая зачётная работа. Мой блог создан 21 июня 2010 года. 
Во время обучения нам рекомендовали именно эту платформу (кстати, о других платформах я тогда не имела ни малейшего представления). Освоила инструменты  Blogger  быстро и без особых усилий. Теперь, когда я познакомилась, например, с платформами Wordpress и ucoz.ru, могу сказать, что «наша» платформа  функциональнее и проще в использовании, чем другие. Главное же её достоинство -- отсутствие рекламы. 
Блог стал инструментом в моей педагогической деятельности, консультантом для моих учеников к урокам русского языка и литературы и  в подготовке к экзаменам, методической копилкой моих разработок, форумом для обмена впечатлениями о прочитанном, средством самовыражения и  школой повышения профессионального  уровня, местом для публикации ученических работ. 
Участие в конкурсах:
  • осень 2010 года -- диплом 3 степени в конкурсе «Новые формы образовательной деятельности с использованием современных социальных сервисов и средств сети Интернет» в «Открытом классе»;
  • весна 2011 года -- 3 место во Всероссийском дистанционном фестивале образовательных сайтов в номинации «Блог педагога» (ТГПУ);
  • лето 2011 года -- 2 место в международном интернет-конкурсе образовательных блогов «Творческая мастерская 2.0» на сайте Pedsovet.su;
  • весна 2012 года -- номинация "Лучший блог" в международной интернет-школе «Успех в Internet PRO100».

Я читаю более 20 блогов. Это образовательные блоги, социальные,  об увлечениях,  о жизни за границей.
[О моём блоге] Мне нравится в Вашем блоге прежде всего то, что почти в каждом сообщении Вы даёте собственную оценку явлению, событию или человеку, высказываете  своё  мнение по теме поста. Это действительно «мир глазами человека». Также нравится то, что вы смело экспериментируете с дизайном блога, используете разнообразные опции, что способствует  улучшению функциональности блога, делает его ещё более привлекательным для читателя. Замечание: по-моему, непропорционально выбрана ширина колонок на странице. Из-за этого  главные сообщения не совсем удобно читать. Думаю, что по этой причине возникают проблемы с размещением картинок. Некоторые гаджеты на главной странице, как мне кажется, лишние. Они не несут информативной или оформительской нагрузки, и поэтому их лучше убрать.
 
Я постоянно читаю блоги «Veb 2: сервисы для школ», «Дидактор», «Блогосфера», «Организация учебной работы с помощью блога», пользуюсь также справочными материалами  платформы Blogger. Отличные консультации по  работе с блогами имеются на портале «Открытый класс».
[О посещаемости] По-разному: от 150 до 200, бывает и до трёхсот посетителей в день. Во время экзаменов заходили в блог  в день по 1000-1500 посетителей. В среднем в неделю читатели оставляют 20 - 25 комментариев.
Мой блог образовательный, просветительский, стимулирующий к познанию русского языка и литературы, а также, надеюсь, что он способствует развитию и совершенствованию личности прежде всего моих учеников, а может быть, и остальных читателей тоже.
ПС

Интервью в блоге «Ассоциация участников конкурса "Учитель года города Краснодара"»

Блог входит в число дружественных сайтов «Ассоциации...».

25 комментариев :

  1. Евгений, спасибо за такие хорошие слова. Какая я, оказывается, "правильная" учительница.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Скорей бы уже сентябрь. Будем доводить всё до идеала. А там и Русский медвежонок, надо будет разборы задач нам в этом году устроить.

      Удалить
  2. Поддерживаю Вас, Женя, тоже читаю этот блог.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надо Валентине Васильевне к практике написания авторских сочинений вернуться, мне это нравилось.

      Удалить
    2. А зачем, Женя, возвращаться к этому, когда высоко оцениваются сочинения, написанные строго по шаблону с использованием нескольких речевых штампов. Такие работы легче оценить экспертам, они не вызывают разночтений. В принципе я вижу главный недостаток в ЕГЭ по русскому языку в том, что сочинение на экзамене не предполагает наличия у выпускника умения рассуждать и логически выстраивать своё высказывание.

      Удалить
    3. А сейчас не время оглядываться, за что «хвалят», а за что нет. Если Вы признаёте неадекватность ЕГЭ в этой части, то зачем на него равняться? Если в ФИПИ «отменили» умение рассуждать, то мы должны перестать рассуждать? Государству это, может, и выгодно, а нам не очень. Сейчас всё приходится делать только для себя и в стол, выживать же надо. Вот блог Вам нигде не учитывают, а Вы его ведёте.

      Удалить
    4. В последнюю мою аттестацию, в 2015 году, и за блог, и за сайт я получила баллы. Вообще-то, владение ИКТ и использование их в работе учителя ценится. А главное -- умелое и рациональное применение этих ресурсов может помочь нам разнообразить уроки, повысить интерес учащихся к ним и самим нам интереснее: помогает скрасить будничные заботы (тетради, планы, отчёты), на которые так часто сетуют учителя.

      Удалить
    5. И отдельно о ЕГЭ.Я не перестаю утверждать, что единый государственный экзамен не так уж плох. Хотя бы в том (выскажу сейчас сакраментальную мысль), что учителя благодаря ЕГЭ досконально выучили русский язык, а не только исключения из правил, которые только и изучались по программе.

      Удалить
    6. Слава богу, что учли, но суть в том, что «скрасить будничные заботы» как раз важнее баллов. Поэтому и нешаблонные сочинения нужны, хоть их и не учитывают.

      Да, Вашу позицию о ЕГЭ я знаю, я тоже не утверждаю, что он во всём плох. Просто от своих существенных недостатков он избавляется как-то крайне медленно.

      Удалить
    7. Мне кажется, что вопросы КИМов по русскому языку позволяют определить объём знаний обучающимися предмета, всё больше приобретают практическую направленность. Возьмём, к примеру, седьмое задание по грамматическим нормам. Да и 1-3 задания по тексту...

      Удалить
    8. Если говорить о модели ЕГЭ с учётом изменений 2014 г., то практическая ориентированность, конечно, возросла, а теоретизированность снизилась, и это хорошо, но для этого должно было пройти 13 лет от первого года ЕГЭ! И те недостатки, которые остались сейчас, тоже, наверное, лет 10 будут висеть:(

      Удалить
    9. Ну. зачем же так пессисимистично думать. Да и потом если каждый год менять задания, учителя и ученики не успеют приспособиться: одни других не сумеют "натаскать". Кстати, в доведении автоматизма во владении определёнными навыками (орфографическими, пунктуационными, например) нет ничего плохого. Я всегда вспоминаю учебник Пешковского, который он написал для школы. Так в том учебнике было до сотни упражнений по каждой изучаемой теме.

      Удалить
    10. Каждый год не надо, но кое-что стоит менять быстрее, чем это делается сейчас. В доведении до автоматизма, конечно, нет ничего плохого, лишь бы речь шла о практическом умении, а не о теоретизированном копании в терминах.

      Удалить
  3. Если бы не ЕГЭ, то процветало бы тотальное списывание. Как это было во время экзамена на сочинении в 11 классе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В идеале психологию надо менять. Что списавший разве может стать доктором филологических наук? Ну и пусть списал, в вузе уже не спишешь. Пусть выбил диплом за взятки, на нормальной работе без знаний всё равно не задержишься. Мне кажется, этой честности придают слишком большое значение. На фальшивых плюшках далеко не уедешь. Вот это надо разъяснять ученикам, а дальше пусть решают — писать как могут, но самим или жить в нарисованном мире до поры до времени.

      Удалить
    2. Выберут путь наименьшего сопротивления. Сейчас худо-бедно тесты решают, что-то пытаются запомнить -- и соответственно набирают какое-то количество баллов. Кстати, докторов наук много не требуется, а вот каждому взрослому придётся учить своих детей... Уровень грамотности какой-никакой необходим.

      Удалить
  4. Я хотела ещё написать о комментариях. По-моему, и комментарии благодарности и комплименты тоже должны быть. У общения есть ведь ещё и фатическая функция.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, они могут быть. Чисто фатическую функцию (по Якобсону) и обычный лайк выполняет: мол, я, Вася Пупкин, здесь был. Но нужно делать упор на информативность своего отклика: я не только здесь, а вот что я могу от себя добавить...

      Удалить
    2. Но для этого надо ещё что-то знать и уметь. Общение в Интернете, по-моему, это общение людей ограниченных...

      Удалить
    3. Все мы в одних сферах знаний ограничены, а в других — что-то знаем и умеем.

      Удалить
    4. Появились методические рекомендации для учителей с анализом типичных ошибок в ЕГЭ 2016 года ссылка http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy Хороший "разбор полётов".

      Удалить
    5. Скачал. Изучим. Можно посвятить пост их разбору.

      Удалить
    6. Хорошо было бы. Я бы с твоей помощью не стала голову ломать, как лучше организовать подготовку в 11-м. Ты мне большой помощник. Спасибо тебе!

      Удалить
  5. Женя, вижу твою кропотливую систематическую работу по анализу учительских блогов. Думаю, с этой темой тебе надо выступить обязательно на ближайшем августовском совещании. ты ведь общаешься с Департаментом или министерством образования вашего региона? Выйди на них. ей богу, тема супер важная)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да вот, от четвёртого блогера ответов не дождусь, проект пока встал. С минобром нашим как-то общался на тему ТД, с управлением по образованию тоже, продвигали конкурс «Лучший урок письма».

      Удалить

Спасибо вам за то, что читаете мой блог! Мне будут очень полезны ваши комментарии по теме этого сообщения.

Если у вас нет аккаунта в Blogger, то, чтобы оставить комментарий, выберете из выпадающего меню строчку Имя/URL, укажите своё имя и напишите отзыв в поле для текста.

Анонимность не приветствуется.

Чтобы вставить гиперссылку, используйте код:

<a href="ССЫЛКА">ТЕКСТ</a>

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...