суббота, 5 ноября 2016 г.

Русский медвежонок. Часть 1. Разбор интересных задач 2015 г. (2-3 кл.)

Напоминаю, что 15 ноября пройдёт ежегодный игровой конкурс по русскому языку и лингвистике «Русский медвежонок». В этом году мы открыли в школе кружок по лингвистике «Клуб лингвистов юного возраста». Предлагаю разборы нескольких наиболее интересных задач прошлого года для 2-3 классов. Привожу правильное решение и синим цветом даю комментарий по итогам разбора этой задачи в нашей школе. Возможно, вам будут полезны наши разборы.

Н. Добрушина (3 б.)

Ляля и папа бодаются и мычат. Папа говорит: «Мы быки». Ляля говорит:
«Нет, мы мыки». Папа отвечает: «Тогда я ― як». Ляля говорит: «Нет, ты
― …».

(А) бык; (Б) тык; (В) вык; (Г) рык; (Д) мук.





Решение. Ляля видоизменяет папино слово, вставляя на место первого слога местоимение, которое она перед этим говорит: мы — мыки, ты — тык. Нужно отметить, что эксперты недооценили сложность этой задачи, её, судя по проценту решивших, смело можно было давать на 5 баллов.

Работа в кружке. Сначала дети предложили ответ (В), потому что «такого слова нет, а Ляля исправляет существующие слова, на несуществующие». Коллективно дошли до сути задачи. В итоге логику поняли все.

Б. Иомдин (4 б.)

— Прошу не торопить меня, — сказал Иа-Иа, медленно поднимаясь.
— Прошу не… Закончите фразу Иа-Иа.

(А) данувайкать; (Б) кудавайнать; (В) вадунайкать;
(Г) нудавайкать; (Д) кадавайнуть.

Решение. Достаточно просто произнести варианты вслух, после чего уже легче распознать в придуманном глаголе нудавайкать слова «Ну давай!».

Работа в кружке. Решили и объяснили логику. Усвоили полезный «технический» навык произносить слова вслух. Решившие учились молчать, чтобы дать остальным подумать, после чего с горящими от удовольствия глазами объясняли соль задачи остальным.

А. Сомин (4 балла)

Арабское слово кытаар имеет несколько значений. Одно из них — ‘вереница верблюдов’, а ещё одно —
(А) ‘карета’; (Б) ‘паровоз’; (В) ‘пароход’; (Г) ‘автобус’; (Д) ‘поезд’.

Решение. Слово вереница Большой толковый словарь Кузнецова в электронной версии на Грамоте.ру (2014) определяет так: «Непрерывный ряд однородных предметов, существ, явлений и т.п., следующих один за другим. В. гусей. В. машин. В. облаков. В. мыслей, воспоминаний». Вереницу верблюдов часто называют караван. То же устройство имеет поезд — это вереница вагонов, сцепленных между собой и соединённых с паровозом.

Работа в кружке. Решили и объяснили логику. Нерешившие не знали слова вереница, ложно связывали со словом верх и предлагали вариант карета. Здравый смысл и Фасмер эту идею не подтвердили:)

Послесловие. Вот что говорит Словарь Фасмера (изображения увеличиваются).




А. Сомин (5 баллов)

Вот список слов на якутском языке, в котором два слова пропущены:
______, оптуорунньук, сэрэдэ, чэппиэр, бээтинсэ, ______,
баскыhыанньа.

Какое слово пропущено первым? (Буква h читается примерно как русское х.)
(А) сыаналааhын; (Б) быраабыла; (В) мэндиэмэн;
(Г) бэнидиэльник; (Д) чоппууска.

Решение. Если пропущены не просто два слова, а первое и шестое, то их порядок имеет значение. Всего слов семь. Что это может быть? Выбор не очень большой: цвета радуги, дни недели, ноты. «Примерив» эти варианты к нашим словам, замечаем, что отдалённо они звучат как русские названия дней недели. Ответ (Г).

Работа в кружке. Решили и объяснили логику. Пытались связывать бээтинсэ со словом теннис, но дальше дело не шло. Усвоили навык пересчитывать слова и понимать, что порядок часто имеет значение.

М. Рубинштейн (4 балла)

Пересказывая сказку Дины Сабитовой «Цирк в шкатулке», Маша снача-
ла запуталась в нескольких именах цирковой лошади, но потом поняла,
в каком порядке шли её имена, и вспомнила, что лошадь звали ...

(А) Ида Амелия Эва Казимира Дина;
(Б) Беатриса Аделаида Гортензия Виолетта Душка;
(В) Дина Амелия Ида Эва Казимира;
(Г) Аделаида Беатриса Виолетта Гортензия Душка;
(Д) Душка Гортензия Аделаида Виолетта.

Решение. Если внимательно присмотреться к вариантам, то можно обнаружить, что слова в варианте (Г) расположены по алфавиту. А в условии задачи сказано, что девочка не просто вспомнила имя, а «поняла, в каком порядке шли её имена».

Работа в кружке. Я поставил эксперимент и дал эту задачу на слух. Дети почему-то сразу стали выбирать между (Б) и (Г), но логику понять не могли. Решили после того, как мы выписали два этих варианта на доску.

Е. Муравенко (4 балла)

У гусёнка папа ― гусь, а мама ― гусыня. У кого ещё из детёнышей
животных имена обоих родителей образованы от того же корня, что и
его имя?

(А) у утёнка; (Б) у цыплёнка; (В) у телёнка;
(Г) у ягнёнка; (Д) у козлёнка.

Решение. Составим таблицу и сравним корни слов.

Мама
Папа
Детёныш
Утка
Селезень
Утёнок
Курица
Петух
Цыплёнок
Корова
Бык
Телёнок
Овца
Баран
Ягнёнок
Коза
Козёл
Козлёнок

Ответ (Д).

Работа в кружке. Хотя для взрослого здесь нет никакой проблемы, ребёнок может не знать, как соотносятся названия взрослых животных и их детёнышей в нетривиальных случаях. У нас больших проблем не было, но не все знали селезня. На эту тему полезно устроить какую-нибудь устную внеурочную игру «Назови детёныша» или «Собери семью», где дети должны будут отвечать на вопросы из категории «Как называется детёныш… ?»

Б. Иомдин и Ю. Халеева (4 балла)

Какое словосочетание может иметь противоположные значения?
(А) ужасно обиженный; (Б) ужасно расстроенный;
(В) ужасно обрадованный; (Г) ужасно аккуратный;
(Д) ужасно воспитанный.

Решение. Слово ужасно в современном русском языке может иметь разговорное значение «очень» (это сегодня свойственно многим словам с изначальной отрицательной эмоциональной окраской, например: мне ужасно / страшно / дико / безумно интересно). Таким образом, выражение ужасно воспитанный может означать и «плохо воспитанный» и «очень воспитанный». В сказке Носова Снежинка говорит Незнайке: «Вы воспитанный», — на что Незнайка отвечает: «Да, я ужасно воспитанный!»

Работа в кружке. Здесь дети (5 класс) уловили одну очень тонкую вещь и стали предлагать вариант (В). Горжусь этими гениями! Они заметили, что эти слова (ужасно / страшно…) в своём новом значении «очень» употребляются с ироническим оттенком: «Да уж, я ужасно рад», — может сказать человек, который на самом деле расстроен. Но эта логика не выделяет однозначно именно ответ (В). С иронией можно употребить любое выражение такого вида, т. е. подойдёт любой из пяти вариантов. Но явление они открыли очень тонкое и верное!

Б. Иомдин (5 баллов)

Для чего предназначался щаной горшок?

(А) для цветов; (Б) для каши; (В) для супа;
(Г) для туалета; (Д) для собак.

Решение. С каким словом могло бы быть связано прилагательное щаной? Если вспомнить слово щи, то становится очевидным, что для супа. Другие варианты никак не получается связать со словом щаной так, чтобы не было никаких смысловых и фонетических натяжек.

Работа в кружке. Здесь хорошая девочка Яна Михайлова поразила нас тем, что догадалась, в чём дело, до того, как мы прочитали варианты! Правда, мы договаривались, чтобы самые быстроумные придерживали ответы и не ломали кайф остальным, но Яна не удержалась:) Слова щаной она не знала, задачу раньше не видела, т. е. просто полноценно решила сложную лингвистическую задачу.

Б. Иомдин (5 баллов)

— Молчи, _____, —
Сказала _____:
В тебе _____ я,
Во мне до _____ я.

В этом стихотворении мы пропустили четыре слова. Два последних
называют числа. А какова разность этих чисел?

(А) 60; (Б) 71; (В) 82; (Г) 93; (Д) 104.

Решение. Превосходная задача, демонстрирующая, как из минимума исходной информации можно извлечь максимум того, что неизвестно. Какие два слова, называющие числа, могут быть в третьей и четвёртой строке? Перебирая числительные из одного слова, можно вспомнить ребусную формулу семь + я = семья. Это числительное может быть только в третьей строке, потому что в четвёртой нужное слово должно быть в родительном падеже: Во мне до (скольких?) я. Но если в вариантах у нас дана разность чисел, и она точно больше семи, то число в четвёртой строчке равно 7 + разность. На место разности мы можем подставить каждый вариант и посмотреть, что получится.

7 + 60 = 67,
7 + 71 = 78,
7 + 82 = 89,
7 + 93 = 100,
7 + 104 = 111.

Какой вариант нам нужен? Вспомним, что в стихотворении пропущено всего четыре слова, из них два последних называют числа, одно из них семь, тогда и второе число должно состоять из одного слова. В этом случае подходит только 100 (сто). Тогда четвёртая строчка выглядит так: Во мне до ста я. Соберём стихотворение целиком:

— Молчи, семья, —
Сказала стая:
В тебе семь я,
Во мне до ста я.

Высший пилотаж готов!

Работа в кружке. Решили, конечно, коллективно, но старался вмешиваться минимально. Сами всё знают и умеют.

С. Переверзева (5 баллов)

Джаз, лимон, непросто, чешущее.

Какое ещё слово можно отнести в этот список?

(А) ящичек; (Б) элемент; (В) хочешь; (Г) клеймо; (Д) выгода.

Решение. Можно заметить, что все согласные буквы в словах следуют в алфавите в том же порядке, причём между ними нет других согласных.

Джаз — д, ж, з.
Лимон — л, м, н.
Непросто — н, п, р, с, т.
Чешущее — ч, ш, щ.

Эта закономерность есть среди вариантов только у слова выгода.

Работа в кружке. Здесь полезно разобрать каждое слово и показать, чем оно не подходит. Это мы и сделали, докопавшись до сути.


Все материалы этой темы собраны на странице Русский медвежонок

Удачи на конкурсе!

2 комментария :

  1. Женя, большое спасибо за эти материалы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пожалуйста, Светлана Георгиевна! Рад быть полезным:)

      Удалить

Спасибо вам за то, что читаете мой блог! Мне будут очень полезны ваши комментарии по теме этого сообщения.

Если у вас нет аккаунта в Blogger, то, чтобы оставить комментарий, выберете из выпадающего меню строчку Имя/URL, укажите своё имя и напишите отзыв в поле для текста.

Анонимность не приветствуется.

Чтобы вставить гиперссылку, используйте код:

<a href="ССЫЛКА">ТЕКСТ</a>

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...