В предыдущем посте мы говорили о словах-омонимах в омонимическом типе задач РМ. Но более сложными являются задачи с предложениями-омонимами. Это предложения, смысл которых можно интерпретировать более чем одним способом. Это достигается за счёт следующих вещей.
1. Наличие в предложении омонимов, чаще всего омоформов.
2. Неопределённость синтаксических связей.
С первым всё понятно. Например в одном из заданий прошлых лет для началки было представлено такое предложение-омоним: "Расти большой". Это пожелание можно адресовать и девочке, и мальчику, так как слово большой - омоформ. Неясно, имеется в виду начальная форма прилагательного мужского рода или творительный падеж женского.
Второй момент посложнее: неясность синтаксических связей порождает большой спектр предложенй-омонимов, и здесь нужно просто уметь чувствовать всю многогранность русского языка и её использовать.
Читая предложение, определяйте синтаксические связи, пытайтесь расставить их иначе, то есть задавайте к одному и тому же члену предложения разные вопросы от разных членов. Если мелькнёт подозрение в двоякости того или иного предложения, не упустите момент, пока ощущение пришло. Выбирайте член, который по-вашему можно "услышать" по-разному, и определяйте, от чего к нему можно задать вопрос. Подробнее мы разберём вышесказанное в примере решения задачи в этом посте. А пока подведём итоги.
Омонимический тип задач включает задачи со словами-омонимами и предложениями-омонимами. Слова-омонимы делятся на сами омонимы, омографы, омоформы и омофоны. Самое широкое и многообразное понятие - омоформы. Каждый тип - достаточно широкий спектр лексики и требует самостоятельного изучения.
Решение таких задач способствует развитию речи, "чувства языка". Существуют также не упомянутые выше омонимичные начальные части сложных слов. С ними всё просто. Допустим, авто- имеет значение "само" и значение "относящийся к автомобилям".
А теперь разберём одно задание.
В предложении использован омоформ знакомой. Возможны варианты: письмо кого? - Знакомой. И письмо кому? Знакомой. Имеем два смысла. Наблюдаем и неопределённость синтаксических связей. Письмо откуда? Из Москвы. Или знакомой откуда? Из Москвы. Неясно, относится ли обстоятельство места к дополнению или подлежащему. Итого 4 варианта смысла предложения, потому что две вариации смысла по одному из факторов перемножаются с двумя вариантами смысла по другому фактору.
А теперь предлагаю вашему вниманию другие задания 2000, 2006-2008 гг. для 6-11 классов.
11. В современном русском языке слово негде означает ‘нет места (чтобы что-то сделать)’. «Сказка о золотом петушке» А. С. Пушкина начинается так: «Негде, в тридевятом царстве...». А что означает слово негде в этой пушкинской строке?
(А) ‘нигде’; (Б) ‘где-то’; (В) ‘кое-где’; (Г) ‘там’; (Д) то же, что и сейчас.
19. «На другой день утром я проснулся рано; но Максим Максимыч предупредил
меня. Я нашёл его у ворот сидящего на скамейке».
(М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени».)
Что означает здесь «предупредил меня»?
(А) ‘накануне сообщил мне, что я проснусь рано’;
(Б) ‘сказал мне, чтобы я спал дальше’; (В) ‘проснулся раньше меня’;
(Г) ‘сообщил мне, что я найду его у ворот на скамейке’;
(Д) ‘был очень предупредителен’.
22. Какое из приведённых слов можно понять и как глагол совершенного, и как глагол несовершенного вида?
(А) настоять; (Б) отстоять; (В) принадлежать; (Г) шествовать; (Д) никакой
5. Какое слово может быть не только существительным?
(А) квас; (Б) сок; (В) чай; (Г) суп; (Д) щи.
21. Вот список нарицательных существительных: ленивец, болиголов, летяга,
рысь, ласка, мандарин, костяника, белена. Сколько из них могут называть не
только растение или дикое животное?
(А) два; (Б) три; (В) четыре; (Г) пять; (Д) шесть.
22. Вот несколько словосочетаний:
1) красивые песни, 2) во второй песни,
3) от жалобной песни, 4) с этой песнью.
Какие из них наверняка содержат ошибку?
(А) 2; (Б) 3; (В) 4; (Г) 2 и 4;
(Д) каждое из словосочетаний 1-4 можно истолковать как правильное.
21. Даны слова: всего, ничего, некого, отчего, полого.
Сколько из них можно понять как форму родительного падежа?
(А) одно; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) пять.
8. Какое из этих пяти слов не имеет той общей смысловой части, которая есть у
остальных четырёх?
(А) радиоволна; (Б) радиотехника; (В) радиосвязь;
(Г) радиоактивность; (Д) радиопередача.
7. Какое из слов в зависимости от его смысла может быть разобрано по
составу двумя способами?
(А) слепой; (Б) слепить; (В) слепок; (Г) слипаться; (Д) ослеплять.
29. В каком из следующих слов приставка имеет не то же значение, что
во всех остальных?
(А) дезинфекция; (Б) дезинформация;
(В) демобилизация; (Г) демилитаризация;
(Д) во всех этих словах приставка имеет одно и то же значение.
20. Какую из этих фраз можно понять не так, как остальные?
(А) Лене доводилось засиживаться за работой допоздна.
(Б) Лене случалось засиживаться за работой допоздна.
(В) Лене приходилось засиживаться за работой допоздна.
(Г) Лена, случалось, засиживалась за работой допоздна.
(Д) Лена порой засиживалась за работой допоздна.
1. Какое из слов можно понять и как наречие, и как существительное?
(А) горячо; (Б) холодно; (В) прохладно;
(Г) тепло; (Д) жарко.
22. Какая из данных ниже фраз может быть понята двумя способами?
(А) Нет терроризму!
(Б) Нет войне!
(В) Нет насилию!
(Г) Нет агрессии!
(Д) Нет равнодушию!
22. Сколько различных смыслов имеет фраза Знакомые учителя вернулись из командировки в Москву?
(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 6.
1. Наличие в предложении омонимов, чаще всего омоформов.
2. Неопределённость синтаксических связей.
С первым всё понятно. Например в одном из заданий прошлых лет для началки было представлено такое предложение-омоним: "Расти большой". Это пожелание можно адресовать и девочке, и мальчику, так как слово большой - омоформ. Неясно, имеется в виду начальная форма прилагательного мужского рода или творительный падеж женского.
Второй момент посложнее: неясность синтаксических связей порождает большой спектр предложенй-омонимов, и здесь нужно просто уметь чувствовать всю многогранность русского языка и её использовать.
Читая предложение, определяйте синтаксические связи, пытайтесь расставить их иначе, то есть задавайте к одному и тому же члену предложения разные вопросы от разных членов. Если мелькнёт подозрение в двоякости того или иного предложения, не упустите момент, пока ощущение пришло. Выбирайте член, который по-вашему можно "услышать" по-разному, и определяйте, от чего к нему можно задать вопрос. Подробнее мы разберём вышесказанное в примере решения задачи в этом посте. А пока подведём итоги.
Омонимический тип задач включает задачи со словами-омонимами и предложениями-омонимами. Слова-омонимы делятся на сами омонимы, омографы, омоформы и омофоны. Самое широкое и многообразное понятие - омоформы. Каждый тип - достаточно широкий спектр лексики и требует самостоятельного изучения.
Решение таких задач способствует развитию речи, "чувства языка". Существуют также не упомянутые выше омонимичные начальные части сложных слов. С ними всё просто. Допустим, авто- имеет значение "само" и значение "относящийся к автомобилям".
А теперь разберём одно задание.
15. Сколько различных смыслов имеет фраза Письмо знакомой из Москвы?
(А) 1; (Б) 2; (В) 3;
(Г) 4; (Д) 6?В предложении использован омоформ знакомой. Возможны варианты: письмо кого? - Знакомой. И письмо кому? Знакомой. Имеем два смысла. Наблюдаем и неопределённость синтаксических связей. Письмо откуда? Из Москвы. Или знакомой откуда? Из Москвы. Неясно, относится ли обстоятельство места к дополнению или подлежащему. Итого 4 варианта смысла предложения, потому что две вариации смысла по одному из факторов перемножаются с двумя вариантами смысла по другому фактору.
А теперь предлагаю вашему вниманию другие задания 2000, 2006-2008 гг. для 6-11 классов.
11. В современном русском языке слово негде означает ‘нет места (чтобы что-то сделать)’. «Сказка о золотом петушке» А. С. Пушкина начинается так: «Негде, в тридевятом царстве...». А что означает слово негде в этой пушкинской строке?
(А) ‘нигде’; (Б) ‘где-то’; (В) ‘кое-где’; (Г) ‘там’; (Д) то же, что и сейчас.
19. «На другой день утром я проснулся рано; но Максим Максимыч предупредил
меня. Я нашёл его у ворот сидящего на скамейке».
(М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени».)
Что означает здесь «предупредил меня»?
(А) ‘накануне сообщил мне, что я проснусь рано’;
(Б) ‘сказал мне, чтобы я спал дальше’; (В) ‘проснулся раньше меня’;
(Г) ‘сообщил мне, что я найду его у ворот на скамейке’;
(Д) ‘был очень предупредителен’.
22. Какое из приведённых слов можно понять и как глагол совершенного, и как глагол несовершенного вида?
(А) настоять; (Б) отстоять; (В) принадлежать; (Г) шествовать; (Д) никакой
20. Аня написала: со стрижём; Ваня написал: сострижём;
Саня написал: со стрижом; Таня написала: сострижом. Кто из ребят
наверняка сделал ошибку?
(А) все, кроме Вани; (Б) все, кроме Сани; (В) Аня и Таня;
(Г)
только Саня; (Д) Аня и Ваня.(А) все, кроме Вани; (Б) все, кроме Сани; (В) Аня и Таня;
5. Какое слово может быть не только существительным?
(А) квас; (Б) сок; (В) чай; (Г) суп; (Д) щи.
21. Вот список нарицательных существительных: ленивец, болиголов, летяга,
рысь, ласка, мандарин, костяника, белена. Сколько из них могут называть не
только растение или дикое животное?
(А) два; (Б) три; (В) четыре; (Г) пять; (Д) шесть.
22. Вот несколько словосочетаний:
1) красивые песни, 2) во второй песни,
3) от жалобной песни, 4) с этой песнью.
Какие из них наверняка содержат ошибку?
(А) 2; (Б) 3; (В) 4; (Г) 2 и 4;
(Д) каждое из словосочетаний 1-4 можно истолковать как правильное.
21. Даны слова: всего, ничего, некого, отчего, полого.
Сколько из них можно понять как форму родительного падежа?
(А) одно; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) пять.
8. Какое из этих пяти слов не имеет той общей смысловой части, которая есть у
остальных четырёх?
(А) радиоволна; (Б) радиотехника; (В) радиосвязь;
(Г) радиоактивность; (Д) радиопередача.
7. Какое из слов в зависимости от его смысла может быть разобрано по
составу двумя способами?
(А) слепой; (Б) слепить; (В) слепок; (Г) слипаться; (Д) ослеплять.
29. В каком из следующих слов приставка имеет не то же значение, что
во всех остальных?
(А) дезинфекция; (Б) дезинформация;
(В) демобилизация; (Г) демилитаризация;
(Д) во всех этих словах приставка имеет одно и то же значение.
20. Какую из этих фраз можно понять не так, как остальные?
(А) Лене доводилось засиживаться за работой допоздна.
(Б) Лене случалось засиживаться за работой допоздна.
(В) Лене приходилось засиживаться за работой допоздна.
(Г) Лена, случалось, засиживалась за работой допоздна.
(Д) Лена порой засиживалась за работой допоздна.
1. Какое из слов можно понять и как наречие, и как существительное?
(А) горячо; (Б) холодно; (В) прохладно;
(Г) тепло; (Д) жарко.
22. Какая из данных ниже фраз может быть понята двумя способами?
(А) Нет терроризму!
(Б) Нет войне!
(В) Нет насилию!
(Г) Нет агрессии!
(Д) Нет равнодушию!
22. Сколько различных смыслов имеет фраза Знакомые учителя вернулись из командировки в Москву?
(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 6.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Спасибо вам за то, что читаете мой блог! Мне будут очень полезны ваши комментарии по теме этого сообщения.
Если у вас нет аккаунта в Blogger, то, чтобы оставить комментарий, выберете из выпадающего меню строчку Имя/URL, укажите своё имя и напишите отзыв в поле для текста.
Анонимность не приветствуется.
Чтобы вставить гиперссылку, используйте код:
<a href="ССЫЛКА">ТЕКСТ</a>