Пожалуй, следует начать с краткого экскурса в физику: КПД (коэффициент полезного действия) - это величина, которая есть у всех машин и механизмов, она характеризует процент их работы, который дёт на пользу. Дело в том, что когда некий механизм выполняет работу, часть вырабатываемой им энергии пропадает впустую, происходят потери энергии (вот откуда растут корни модной сегодня темы энергосбережения). Например, чайник кипятится на газовой плите, но тот же газ в этот момент греет воздух; металл, из которого сделан чайник, поверхность плиты и её конфорки и т. д. Но иногда говорят о КПД не машины, а человека. Например, ученик жалуется: "Весь день учил, а по тесту - два!". Ученику обидно - он, действительно учил, но КПД его работы по изучению материала = 0. Есть КПД и у учителя... Однгако, начнём с предыстории...
Недавно на уроке физики наша учительница Виктория Владимировна, объясняя очень сложный материал по выведению одной формулы, сказала, что этот материал она не объясняла ученикам уже примерно семь лет, то есть давала готовую формулу, а не выводила её. Средним ученикам, действительно, достаточно только знать формулу, принимать её за истину и решать по ней задачи, тупо подставляя цифорки вместо буковок, но более пытливым индивидуумам всегда интересно: а почему это так, а не иначе? Оказалось, что всё последнее время у нашей Виктории Владимировны не то, что не было умных классов, но процент учеников этих классов, которые бы поняли ЭТО был очень мал.
Это и вправду очень интересный факт: порой, учитель что-то объясняет, напрягается, но когда я пробегаю по глазам учеников в этот момент, то понимаю, что учитель будто бы сейчас разговаривает с 2-4 учениками из класса! Можно сказать, что процент учеников класса, находящихся на одной волне с учителем при объяснении темы, и есть его КПД. В этой ситуации с Викторией Владимировной, которую я привёл, она сказала, что хорошо, если вывод формулы поняли человек семь! Какие-то несчастные 20 с лишним процентов хотя по-хорошему её должен понимать весь класс (материал был вовсе не олимпиадный и также приводился и разъяснялся учебником. Правда, учебник двухуровневый, может, этот материал относился к профильному уровню).
Какая большая всё-таки разница: учить-зубрить и учить-вникать, учить-понимать, учить-осознавать. Но ученики бывают разные, с разными способностями, их тоже не в чем винить. Правда, некоторые ленятся, а некоторые реально не понимают. Учителя в этом плане тоже бывают разные: одни из них жаждут, чтобы ученики именно поняли материал, а другие забивают на понимание. Учат по принципу: вот вам формулы, правила - работайте, выполняйте! Но по-моему такой подход делает из человека барана. А может это нормально в условиях мировой компьютеризации? "Скажите мне, что надо сделать, я и сделаю не вникая", - так работает любой механизм, компьютер, поисковик Интернета, но хочется верить, что человек - это что-то большее...
Вот почему, кстати, учебник русского языка - самый страшный.
Недавно на уроке физики наша учительница Виктория Владимировна, объясняя очень сложный материал по выведению одной формулы, сказала, что этот материал она не объясняла ученикам уже примерно семь лет, то есть давала готовую формулу, а не выводила её. Средним ученикам, действительно, достаточно только знать формулу, принимать её за истину и решать по ней задачи, тупо подставляя цифорки вместо буковок, но более пытливым индивидуумам всегда интересно: а почему это так, а не иначе? Оказалось, что всё последнее время у нашей Виктории Владимировны не то, что не было умных классов, но процент учеников этих классов, которые бы поняли ЭТО был очень мал.
Это и вправду очень интересный факт: порой, учитель что-то объясняет, напрягается, но когда я пробегаю по глазам учеников в этот момент, то понимаю, что учитель будто бы сейчас разговаривает с 2-4 учениками из класса! Можно сказать, что процент учеников класса, находящихся на одной волне с учителем при объяснении темы, и есть его КПД. В этой ситуации с Викторией Владимировной, которую я привёл, она сказала, что хорошо, если вывод формулы поняли человек семь! Какие-то несчастные 20 с лишним процентов хотя по-хорошему её должен понимать весь класс (материал был вовсе не олимпиадный и также приводился и разъяснялся учебником. Правда, учебник двухуровневый, может, этот материал относился к профильному уровню).
Какая большая всё-таки разница: учить-зубрить и учить-вникать, учить-понимать, учить-осознавать. Но ученики бывают разные, с разными способностями, их тоже не в чем винить. Правда, некоторые ленятся, а некоторые реально не понимают. Учителя в этом плане тоже бывают разные: одни из них жаждут, чтобы ученики именно поняли материал, а другие забивают на понимание. Учат по принципу: вот вам формулы, правила - работайте, выполняйте! Но по-моему такой подход делает из человека барана. А может это нормально в условиях мировой компьютеризации? "Скажите мне, что надо сделать, я и сделаю не вникая", - так работает любой механизм, компьютер, поисковик Интернета, но хочется верить, что человек - это что-то большее...
Вот почему, кстати, учебник русского языка - самый страшный.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Спасибо вам за то, что читаете мой блог! Мне будут очень полезны ваши комментарии по теме этого сообщения.
Если у вас нет аккаунта в Blogger, то, чтобы оставить комментарий, выберете из выпадающего меню строчку Имя/URL, укажите своё имя и напишите отзыв в поле для текста.
Анонимность не приветствуется.
Чтобы вставить гиперссылку, используйте код:
<a href="ССЫЛКА">ТЕКСТ</a>