пятница, 19 октября 2012 г.

Анализ прозаического произведения с примерами

Продолжаю публиковать посты для подготовки к олимпиаде по литературе. Я вновь выбрал два варианта из предлагаемых в Интернете для анализа теперь уже прозаического произведения: краткий и подробный. Выбираем на вкус. Помните также, что всё зависит от предложенного на олимпиаде отрывка (например, Вы не всегда можете знать историю написания и т. д.)



Вариант №1 (краткий).
  1. История создания.
  2. Сюжетные линии: выделить, пронумеровать и назвать для каждой линии:
    • ДЛ (действующие лица);
    • события.
  3. Сюжетная схема (не все компоненты обязательно будут присутствовать):
    • экспозиция - условия и обстоятельства, которые привели к возникновению конфликта;
    • завязка - начало или проявление и обострение конфликта;
    • развитие действия;
    • кульминация;
    • развязка;
    • эпилог.
  4. Композиция:
    • последовательность и взаимосвязанность всех частей произведения (разделов, эпизодов, сцен, вводных эпизодов, лирических отступлений, картин, образов), разворачивание действий и группирование и расстановка персонажей;
    • способы компоновки художественного мира: портрет, пейзаж, интерьер, лирическое отступление;
    • способы изображения: рассказ, повествование, описание, монолог, внутренний монолог, диалог, полилог, реплика, ремарка, "поток сознания";
    • точки зрения субъектов художественного произведения: автора, рассказчика, повествователя, персонажей;
    • придерживается автор или нет причинно-следственной зависимости.
  5. Образы ДЛ (главных): характеры, взаимоотношения между персонажами, типичность (уникальность) персонажей.
  6. Стиль: специфика письма каждого отдельного писателя: мировоззрение, жизненный опыт, характер, общая культура обуславливают:
    • выбор темы и ее раскрытие;
    • разработку любимых жанровых форм;
    • язык;
    • использование художественных средств (смотрите "План анализа стихотворения" пункты 3 b, c, d, e).
  7. Литературное направление: сентиментализм, романтизм, реализм (критический, магический (например, Г.Г. Маркес "Сто лет одиночества", Ф. Кафка "Превращение"), социалистический, неореализм), натурализм, символизм, эстетизм, неоромантизм, импрессионизм (тенденция в творчестве авторов, принадлежавших к разным литературным направлениям - Ги де Мопассан, О. Уайльд, К. Гамсун), авангардизм, модернизм, постмодернизм, экзистенциализм, "театр абсурда", "школа потока сознания" (Дж. Джойс, М. Пруст, Т. Манн, У. Фолкнер и другие).
  8. Жанровые особенности: эпос вообще - это чередование сюжетных событий.
    • рассказ (оповiдання) - малая эпическая форма: в центре - 1 событие, вокруг него сгруппированы ДЛ, характеры ДЛ в сформированном виде, описаний мало и они лаконичны, небольшой размер произведения (как правило, несколько страниц);
    • новелла - малая эпическая форма: в центре - 1 необычное событие, неожиданный финал, лаконичность. Виды:
      1. новелла событий - О'Генри, Дж. Лондон, И. Бабель, Дж. Кольер;
      2. новелла "настроения" с психологическим сюжетом - А. Чехов, Мопассан, Акутагава Рюноскэ;
    • повесть - средняя эпическая форма: 1 сюжетная линия, история жизни 1 человека в столкновениях с судьбами других людей, охватывает относительно небольшой промежуток времени из жизни героев;
    • роман - большая эпическая форма: несколько сюжетных линий, большой размер, много действующих лиц, раскрывается история формирования характеров многих персонажей, широко охвачены жизненные события. Роман - наиболее распространенная в XX веке эпическая жанровая разновидность, условно выделяют:
      1. социально-бытовой - человек и социальная среда, социально обусловленные формы бытия;
      2. морально-психологический - столкновения внутреннего мира человека и мира внешнего;
      3. исторический - о событиях прошлого;
      4. философский - раскрытие главных проблем человеческого бытия, создание целостной картины мира;
      5. роман-миф - создание символической модели существования человека и человечества ("Сто лет одиночества" Маркеса);
      6. роман-антиутопия (Г. Уэллс), роман-притча ("Чума" А. Камю), роман-хроника одной семьи ("Семейство Тибо" Р.М. дю Гар), роман-анекдот ("Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" В. Войнович) и т.д.
    • эпопея - большое пространство действия, большое количество персонажей, часто охватывает все слои населения, значительный объем, выбирается момент истории, важный для судьбы народа/государства (обязательно!).

Вариант №2 (подробный)

1. История создания произведения.

2. Жанр произведения.

3. Тематика и идея произведения. (Важно уяснить, что тем в произведении может быть много, но главная — только одна, основная).

4. Проблематика произведения. Как правило, в русской литературе проблемы, затрагиваемые автором, являются вечными, свойственными многим произведениям.

Например:

а) Проблема поиска положительного героя. (А. С. Грибоедов «Горе от ума», «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов, «Евгений Онегин» А. С. Пушкин, «Отцы и дети» И. С. Тургенев, «Обломов» И. А. Гончаров, Л. Н. Толстой «Война и мир», «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и т. д.)

б) Проблема смысла жизни/счастья (те же произведения).

в) Проблема чувства и долга (уже - проблема любви) (А. С. Грибоедов, А. Н. Островский, И. С. Тургенев, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, М. Н. Шолохов, М. А. Булгаков и т.

г) Проблема отцов и детей (Островский, Тургенев, Толстой, Чехов, Шолохов и др.).

5. Образная система. Здесь нужно подробнейшим образом разобраться, для чего нужен тот или иной персонаж, понять его функцию и роль. 

6. Конфликт (какой, сколько конфликтов, как они показаны в произведении).

7. Художественные особенности.

а) Композиция (форма, построение произведения): экспозиция, завязка, кульминация, развязка.

Если в произведении несколько сюжетных линий (напр. «Отцы и дети»), то следует разобрать все композиционные части для каждой из них.

Так, в романе «Отцы и дети» можно выделить по крайней мере 3 сюжетные линии (столько же и конфликтов в романе). Каждая из них развивается самостоятельно.

- Сюжетная линия Базаров — братья Кирсановы (социально-политический конфликт): экспозиция — приезд и знакомство, завязка — спор, кульминация — дуэль, развязка — смерть.

- Сюжетная линия Базаров — Одинцова (любовный конфликт): экспозиция — знакомство на балу, завязка — приезд в Никольское, кульминация — признание, развязка — прощание, смерть.

- Сюжетная линия Базаров — родители (конфликт поколений): экспозиция — первый приезд к родителям и завязка, кульминация — разговор о том, что Базаров заразился при вскрытии, развязка — смерть, эпилог — посещение родителями могилы Базарова.

б) Художественные приёмы.

- Портрет.

- Интерьер.

- Психологизм: изображение поступков героев, их переживаний (исповедь, монолог, диалог, авторская речь, комментарии, мнения других персонажей).

- Роль художественных деталей для характеристики героя.

- Приём антитезы.

- Юмор, сатира, ирония, гротеск, фантастика.

Для поэтических произведений:

- метафоричность языка;

- эпитеты, сравнения;

- образный параллелизм;

- аллитерации; и т. д.

8. Полемика вокруг произведения или точки зрения критиков и современников.

Например, о комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» была написана статья И.А. Гончарова «Мильон терзаний». Необходимо знать основные тезисы этой статьи и наиболее яркие высказывания и характеристики, данные в ней. И.А. Гончаров даёт положительную оценку главному герою комедии: «Чацкий, не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умён… Словом — это человек не только умный, но и развитой… Чацкий, как личность, несравненно выше Онегина и лермонтовского Печорина… Ими заканчивается их время, а Чацкий начинает новый век — и в этом всё его значение и весь «ум».

Совершенно по-другому оценивает главного героя комедии современник А.С Грибоедова А.С. Пушкин: «Всё, что говорит он — очень умно. Но кому говорит он  всё это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно».

Здесь мы видим две исключающие друг друга точки зрения. Это говорит о противоречивости, неоднозначности образа Чацкого.

Если произведение спорно, если по-разному можно относиться к его героям, то экзаменующемуся предоставляется выбор, какую же точку зрения принять, с кем из критиков поспорить, а может быть, высказать своё собственное мнение.

Анализировать произведение, о котором есть многочисленные отзывы современников, критиков гораздо проще и интереснее.

Кроме того, можно воспользоваться яркой и запоминающейся цитатой и начать (или закончить) работу.

Естественно, что в анализе могут быть освещены не все аспекты, указанные выше, а лишь те, которые наиболее полно и точно раскрывают специфику произведения.
 

21 комментарий:

  1. Спасибо за советы. Сейчас готовлюсь - мне ваш материал стал подспорьем.

    ОтветитьУдалить
  2. спасибо. долго искала что-то нормальное и только здесь нашла

    ОтветитьУдалить
  3. Ответы
    1. Пожалуйста! Рад, что мой пост оказался вам полезен.

      Удалить
  4. спасибо очень помогло

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пожалуйста. Хорошо, когда твой пост остаётся полезным и актуальным спустя четыре года после написания! Пожалуй, стоит вернуться к теме и написать ещё аналогичные материалы.

      Удалить
    2. не могли бы вы немного помочь. как лучше раскрыть проблему текста.

      Удалить
    3. помогите пожалуйста. надо раскрыть проблему текста. напишите какой нибудь пример.

      Удалить
    4. Рекомендую посмотреть на примеры проблем и аргументов из литературы к ним на следующих ресурсах:

      5-ЕГЭ.ру

      4ЕГЭ.ру

      Удалить
  5. Спасибо, огромное, наконец нашла что-то действительно ценное!

    ОтветитьУдалить
  6. спасибо
    большое

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо большое за интересную и , самое главное, нужную информацию! Очень помогло при подготовке!

    ОтветитьУдалить
  8. Спасибо огромное, очень помогли!!!
    Желаю удачи в дальнейшем ведении блога!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пожалуйста, пользуйтесь! Но боюсь, информация устаревает.

      Удалить
  9. Здравствуйте, Евгений. Составляю олимпиадные задания по литературе уже несколько лет. Предложите, пожалуйста, текст для задания "Интерпретация прозаического текста" 9 класс.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте! Возьмите, например, «Первый учитель» Айтматова. Там много интересного для размышлений.

      Удалить

Спасибо вам за то, что читаете мой блог! Мне будут очень полезны ваши комментарии по теме этого сообщения.

Если у вас нет аккаунта в Blogger, то, чтобы оставить комментарий, выберете из выпадающего меню строчку Имя/URL, укажите своё имя и напишите отзыв в поле для текста.

Анонимность не приветствуется.

Чтобы вставить гиперссылку, используйте код:

<a href="ССЫЛКА">ТЕКСТ</a>

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...