пятница, 5 октября 2012 г.

День учителя или День педагога?

Учителя, вы в нашем детстве остаётесь навсегда,
А это значит - остаётесь в нашей памяти!

Музыка Ю. Чичкова

Слова М. Пляцковского

Сегодня Россия и некоторые другие страны отмечают государственный праздник День учителя. Почему это я вдруг так формально? Об этом позже. А пока...

Поздравляю всех учителей с их нелёгкой, но воистину весёлой работой ввиду наличия в ней детей!


А теперь к теме. Год назад, когда я только что создал блог, все праздники в его жизни были впервые, и по приближении второго в моей блогожизни Дня учителя я стал задумываться о том, что я буду писать. Кризис идей? Можно, конечно, ограничиться поздравлением с открыткой (из Интернета, так как самому делать лень)  или очередной нарезкой из Википедии (в прошлом году Вы, кстати, читали в моём блоге подобную нарезку на тему "Откуда День учителя взялся в России и празднуется он в других странах?", но, как Вы знаете, прямой копипаст я люблю не очень. Тему мне подали мои одноклассники прямо сегодня в преддверии самого торжества самоуправления младшими классами.

Итак, сегодня я узнал, что существует мнение, будто надо говорить День педагога, а не День учителя. Как правильно называется этот праздник?


Вначале я подумал, что дело в тонкостях перевода. Ведь праздник изначально возник не в России. Тогда, возможно, в языке той страны, в которой он появился раньше, употреблялось слово, родственное грецизму педагог. Тогда возникает вопрос: где День учителя праздновался впервые? На этот вопрос худо-бедно ответила Википедия. Оказывается, на ряду с Днём учителя (точнее, Днями учителя, так как в каждой стране - это её отдельный государственный праздник) существует общий для всей Земли Всемирный день учителей. Вот что о нём пишет вышеупомянутая энциклопедия:

Всемирный день учителей (на других официальных языках ООНангл. World Teachers' Day, исп. Día Mundial de los Docentes,фр. Journée mondiale des enseignants ) был учреждён ЮНЕСКО в 1994 году. Отмечается 5 октября. В этот день в 1966 году созванная ЮНЕСКО и Международной организацией труда конференция приняла Рекомендацию «О положении учителей» — первый международный документ, определяющей условия труда учителей. Всемирный день учителей входит в систему всемирных и международных дней ООН.
Этот день призван привлечь внимание к положению учителей в обществе, их роли в образовании и развитии. Свыше 100 государств отмечают Всемирный день учителей, иногда отмечается отдельный национальный День учителя.

И хоть конкретные даты принятия закона о праздновании Дня учителя как государственного праздника Википедия не даёт, мы видим, что как минимум в трёх официальных языках ООН никаким педагогом в названиях праздника и не пахнет. В Гугл-переводчике я проверил практически все остальные европейские языки, которые, как выяснилось, также не тяготеют ни к какому педагогу.
Как видите, всё довольно сложно, но никаких причин считать название День педагога более правильным, чем День учителя, нет! 

Очевидно, это очередная выдумка какого-нибудь любителя формализма или же всякого западничества. Не знаю, как Вам, а лично мне День педагога как-то дерёт глотку:(.

Кстати, по результатам поиска Яндекс запрос День учителя даёт 73 млн результатов против 43 млн по запросу День педагога.

Прошлый пост на тему разоблачения стереотипов здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Спасибо вам за то, что читаете мой блог! Мне будут очень полезны ваши комментарии по теме этого сообщения.

Если у вас нет аккаунта в Blogger, то, чтобы оставить комментарий, выберете из выпадающего меню строчку Имя/URL, укажите своё имя и напишите отзыв в поле для текста.

Анонимность не приветствуется.

Чтобы вставить гиперссылку, используйте код:

<a href="ССЫЛКА">ТЕКСТ</a>

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...