Несмотря на то что ещё только начался октябрь и до Русского медвежонка ещё практически полтора месяца, на первых позициях в статистике моего блога сейчас лидируют поисковые запросы, связанные именно с этим конкурсом.
Итак, урок №1 прошу считать открытым:)
На первом уроке в подготовке к конкурсу мы поговорим о том, какие задания могут быть на РМ в принципе, причём не в плане формы (здесь всё прозрачно: 30 заданий, в каждом 5 вариантов ответа, 3 уровня сложности), для ознакомления с которой можно просто зайти на официальный сайт и посмотреть задания прошлых лет, а в плане содержания.
Иными словами, я сегодня постараюсь ответить на вопрос: «Можно ли классифицировать все задания РМ на вполне конкретные категории задач и как это сделать?» Вопрос этот, кстати, не случайно всплыл у меня в голове и был выбран темой первого урока, а потому, что ежегодно на официальном форуме РМ встречаются участники, возмущённые тем, что вообще не ожидали увидеть те или иные задания на конкурсе, что конкретные образцы заданий должны быть в принципе не свойственны данному конкурсу, так как не относятся к русскому языку или не входят в курс школьной программы и так далее. Именно поэтому я и решил посвятить урок этой животрепещущей теме.
Как я уже сказал, официальный сайт содержит больше информации по форме конкурса, нежели по содержанию, но всё-таки одна очень весомая фраза по тематике конкурса на нём присутствует. Итак, на сайте РМ читаем:
"будет предложен свой вариант ... заданий по русскому языку и лингвистике"
Одна эта фраза абсолютно чётко ограничивает круг задач, которые могут быть на конкурсе. Всё их множество можно разделить на две категории: русский язык и лингвистика. Это тематический подход к классификации задач РМ, на следующих уроках мы рассмотрим иные. Сегодня давайте разберём подробнее этот.
Итак, урок №1 прошу считать открытым:)
На первом уроке в подготовке к конкурсу мы поговорим о том, какие задания могут быть на РМ в принципе, причём не в плане формы (здесь всё прозрачно: 30 заданий, в каждом 5 вариантов ответа, 3 уровня сложности), для ознакомления с которой можно просто зайти на официальный сайт и посмотреть задания прошлых лет, а в плане содержания.
Иными словами, я сегодня постараюсь ответить на вопрос: «Можно ли классифицировать все задания РМ на вполне конкретные категории задач и как это сделать?» Вопрос этот, кстати, не случайно всплыл у меня в голове и был выбран темой первого урока, а потому, что ежегодно на официальном форуме РМ встречаются участники, возмущённые тем, что вообще не ожидали увидеть те или иные задания на конкурсе, что конкретные образцы заданий должны быть в принципе не свойственны данному конкурсу, так как не относятся к русскому языку или не входят в курс школьной программы и так далее. Именно поэтому я и решил посвятить урок этой животрепещущей теме.
Как я уже сказал, официальный сайт содержит больше информации по форме конкурса, нежели по содержанию, но всё-таки одна очень весомая фраза по тематике конкурса на нём присутствует. Итак, на сайте РМ читаем:
"будет предложен свой вариант ... заданий по русскому языку и лингвистике"
Одна эта фраза абсолютно чётко ограничивает круг задач, которые могут быть на конкурсе. Всё их множество можно разделить на две категории: русский язык и лингвистика. Это тематический подход к классификации задач РМ, на следующих уроках мы рассмотрим иные. Сегодня давайте разберём подробнее этот.
1. Русский язык. К этой категории относятся задания по русскому языку. С учётом того, что такой предмет есть в школах (в отличии от лингвистики), всем понятно, что это такое. Но здесь всё-таки будет полезно выделить те два информационных базиса, на основе которых даются задания. Информационный базис — это в контексте моего курса тот спектр информации, знание которого необходимо для применения к решению задачи. Итак, в категории задач по русскому языку эти базисы — теоретическая база и лексическое богатство. Поясню каждый из этих базисов.
1. Теоретическая база — это совокупность правил современного русского языка.
В заданиях РМ с упором на теоретическую базу строго-настрого действует железное правило:
В варианте даются задания только на те правила, которые дети должны знать в том классе, на который рассчитан вариант
Рассмотрим типичное задание, для которого нужно знание теоретической базы русского языка из РМ прошлых лет.
Это задание на орфографию, затрагивающее сразу несколько тем этого раздела языка в курсе школьной программы, которое, безусловно, по силам девятикласснику. Верный ответ, кстати, (Г), что можно проверить по орфографическому словарю.
2. Лексическое богатство — это совокупность слов, фразеологизмов, крылатых выражений, пословиц и поговорок русского языка.
Здесь нет чёткой привязки к курсу школьной программы по той простой причине, что нет и быть не может строго очерченного круга слов или фразеологизмов, которые должен знать ученик любого класса. Поэтому здесь задания предлагаются из расчёта, что человек, который много читает, общается, интересуется познанием мира, то есть высокоразвит именно в культурном плане, соответственно будет обладать и более богатым лексиконом, что и является преимуществом для взятия заданий конкурса, поэтому в таких заданиях бессмысленно говорить «это мы не проходили», так как, повторюсь, богатство лексикона — дело индивидуальное и никакими школьными рамками строго не определено. Культурным быть не запретишь!
Рассмотрим типичное задание этого базиса.
2000 г., 9-11 кл., 4 балла.
Что означает выражение ставить на вид?
1. Теоретическая база — это совокупность правил современного русского языка.
В заданиях РМ с упором на теоретическую базу строго-настрого действует железное правило:
В варианте даются задания только на те правила, которые дети должны знать в том классе, на который рассчитан вариант
Рассмотрим типичное задание, для которого нужно знание теоретической базы русского языка из РМ прошлых лет.
2000 г., 9-11 кл., 3 балла.
Даны фразы:
1) Бессчётны
образчики черезчур расчётливой бесвкусицы.
2) Бессчётны
образщики чересчур расчётливой безвкусицы.
3) Бесчётны
образчики черезчур рассчётливой бесвкусицы.
4) Бессчётны
образчики чересчур расчётливой безвкусицы.
Выберите вариант, где нет орфографических ошибок:
(А) 1; (Б)
2; (В) 3; (Г) 4;
(Д) все варианты содержат ошибки.
Это задание на орфографию, затрагивающее сразу несколько тем этого раздела языка в курсе школьной программы, которое, безусловно, по силам девятикласснику. Верный ответ, кстати, (Г), что можно проверить по орфографическому словарю.
2. Лексическое богатство — это совокупность слов, фразеологизмов, крылатых выражений, пословиц и поговорок русского языка.
Здесь нет чёткой привязки к курсу школьной программы по той простой причине, что нет и быть не может строго очерченного круга слов или фразеологизмов, которые должен знать ученик любого класса. Поэтому здесь задания предлагаются из расчёта, что человек, который много читает, общается, интересуется познанием мира, то есть высокоразвит именно в культурном плане, соответственно будет обладать и более богатым лексиконом, что и является преимуществом для взятия заданий конкурса, поэтому в таких заданиях бессмысленно говорить «это мы не проходили», так как, повторюсь, богатство лексикона — дело индивидуальное и никакими школьными рамками строго не определено. Культурным быть не запретишь!
Рассмотрим типичное задание этого базиса.
2000 г., 9-11 кл., 4 балла.
Что означает выражение ставить на вид?
(А) помещать
на витрину; (Б) покупать акции
телекомпании "ВИД";
(В) делать
замечание, близкое к выговору; (Г)
отправлять на выставку; (Д) так не говорят.
Для ответа нужно знать значение крылатого выражения ставить на вид, которое означает делать замечание, близкое к выговору. НО! И это одна из главных особенностей конкурса: даже не зная правильного ответа на вопрос, всегда можно рассуждать исходя из здравого смысла. Попробуем сделать это. Во-первых, смысл крылатого выражения вряд ли будет связан с конкретной компанией, поэтому вариант (Б) маловероятен. Вариант (А) возможен как смысл свободного словосочетания ставить на вид в разговорной речи, но в таком контексте оно не будет являться выражением — устойчивым сочетанием слов. Также маловероятен ответ (Д): вряд ли задание было придумано на пустом месте. Остаются варианты (В) и (Г), среди которых выбрать верный уже сложнее. Конечно, всегда проще знать как можно больше крылатых выражений, тогда совсем не будет проблем с верным выбором ответа (В).
Конечно, вышеописанные задания можно назвать «чистыми», то есть строго посвящёнными своему базису, но нередко на конкурсе представлены и комбинированные задания, включающие в себя сразу оба базиса или даже относящиеся к нескольким категориям.
Рассмотрим пример.
2000 г., 9-11 кл., 4 балла.
Как называется забор, сделанный из досок?
Рассмотрим пример.
2000 г., 9-11 кл., 4 балла.
Как называется забор, сделанный из досок?
(А) досчатым;
(Б) досочным; (В) досковым; (Г) дощатым;
(Д) досщатым.
Это комбинированное задание на знание лексики и орфографии. Владение лексическим богатством русского языка позволяет отмести несуществующие слова, представленные в вариантах (Б) и (В), а дальше уже нужно выбрать орфографически верный вариант, причём следует отметить, что буквосочетание -сщ- несвойственно русскому языку, поэтому вариант (Д) тоже легко исключается, а вот среди оставшихся выбрать сложнее так как звук [ш':] (или [ш'ш']) в русском языке может передаваться как буквой щ, так и буквосочетанием сч. Верный ответ здесь позволит установить только знание орфографически верного написания дощатый.
В одном из следующих постов мы рассмотрим, что такое лингвистика и какие задачи РМ относятся к этой категории. До встречи!
И ещё: если вы дочитали этот пост до конца и он вам показался полезным, напишите об этом в комментариях. Если вам показалось, что это чушь собачья, тоже напишите:) Спасибо!
super i love this sait
ОтветитьУдалитьХорошее начало, спасибо!
ОтветитьУдалитьПожалуйста. Если вы пройдёте по ссылке в посте, то найдёте и продолжение.
Удалитьспасибо большое решил русский медвежонок на 4
УдалитьПожалуйста, рад быть полезным!
УдалитьСпасибо вам, Евгений. Очень полезный пост
ОтветитьУдалитьБлагодарю за отзыв! В моём блоге есть ещё аналогичные материалы для подготовки к этому конкурсу.
Удалить