30 августа новый
министр образования России Ольга Васильева провела Общероссийское родительское
собрание. Ведущей выступила сопредседатель Российского движения школьников Яна
Чурикова. В числе десяти регионов-участников была и Астраханская область.
Сначала на сайте федерального минобра обещали выложить стенограмму, но решили ограничиться
видеозаписью. Это легко объяснить: в выступлении, особенно во включениях из
регионов, столько воды, что писать стенограмму становится бессмысленно. Регионы
просто решили пропиарить свои местечковые общественные организации и местных чиновников.
Это не только добавляет тошноту при прослушивании и усложняет вылавливание сути,
но и скрадывает время: в итоге четыре региона из десяти задали не по два
вопроса, как планировалось, а по одному. Правда, сама Ольга Васильева оценила, что в одном из регионов много женских организаций. Нужно отдать должное Яне Чуриковой,
которая, читая вопросы с сайта, группировала и сокращала их.
Видно, что вопросы
согласовывались и ответы готовились заранее, но не вижу в этом ничего плохого:
в большинстве случае Ольга Васильева подготовила объёмные содержательные
ответы.
Итак, далее моя
собственноручная вольная стенограмма по видеозаписи. Писал, конечно, не слово в
слово, а полностью отжимая воду, но вопросы отразил все. В двух местах вставил
фрагменты видео.
Общероссийское родительское собрание
ОВ
(Ольга Васильева): (Приветствие.) Образование не требует революционных преобразований, нужно
брать лучшее из того, что внедрено в прошлом. (В остальном просто говорит
множество доброжелательных слов общего содержания.)
Национальная
родительская ассоциация, ответственный секретарь Алексей Гусев: нужен разумный консерватизм, к новациям нужен
«период адаптации», нас волнуют вопросы¸ перегрузки учащихся, размывание базы
знаний. Нужна не «насыщенность знаний», знания в наши дни «эфемерны», а
способности к «поиску знаний». (Дальше пиарит свою ассоциацию.)
ЯЧ
(Яна Чурикова): (говорит о новой школе, в которой все находятся, и программе
«2025» по строительству 92 новых школ, представляет директора и ещё кого-то,
которые не говорят ни слова; пиарит партнёров).
Москва: Сейчас в школах по несколько программ. Будет ли
унификация?
ОВ:
Будут замеры по каждой программе — каков выход? Должно быть единое
образовательное пространство. Если вас перекинуло в другой регион, то ребёнок
должен продолжать комфортно учиться. Внутри одной школы будут замеры.
Москва: Может ли школа обеспечивать рабочими тетрадями, а
не только учебниками?
ОВ:
Если рабочая тетрадь включена в обязательный перечень, то платит школа.
Якутск: Есть много баз летнего отдыха, но вот трагедия в
Карелии. Будет ли летний отдых безопасным?
ОВ:
Летний отдых — это дополнительное образование. Мы сделаем всё возможное.
Якутск: Было обучение профессиям и общественный труд,
сейчас нет. Вернётся ли трудовое воспитание?
ОВ:
Без навыков трудиться мы не можем жить нигде. С этого года будут разработаны методические
рекомендации. Но педагоги могут этим заниматься и сейчас. Разве для труда нужно
специальное разрешение?
Иркутск: У нас был создан производственный центр, который
бесплатно кормил 30 школ области. Будет ли программа по агробизнесу в сельских
районах?
ОВ:
Мы поддерживаем, но сегодня такой программы нет. Нам ничто не мешает это делать
в отдельных школах уже сейчас.
ЯЧ:
Мы сейчас другие.
ОВ:
Мы не другие — декорации другие.
Иркутск: Школьное питание дорогое, сумма неподъёмная. Что
планирует министерство для
улучшения качества и доступности питания?
ОВ:
Питание для малоимущих, сирот и т. д. в Московской области бесплатно. В
регионах эта проблема решается отдельно, на усмотрение регионов.
Екатеринбург: Планируется ли закон о защите профессиональной
чести и достоинства педагога?
ОВ:
Правовая база у нас есть. Настоящий учитель в этом не нуждается. Нужно изменить
отношение общества. У нас должны уйти услуги в образовании, услуг в образовании
нет.
ЯЧ:
А что должно измениться для повышения престижа?
ОВ:
Самое главное для учителей — постоянная профессиональная подготовка. Всё
зависит от вас.
Насчёт проблемы
поколений. Сейчас сравнялось количество молодых и старых.
Наставничество должно
остаться, об этом и молодые учителя говорят. Должны быть механизмы. Пусть у них
будет не такая нагрузка, как у молодых. Нужна правовая база, чтобы они меньше
работали, но оставались в школе.
Про престиж. Последние
десятилетия мы не сняли ни одного фильма об учителе, ни об одной судьбе
учительской или про человека, который вышел из школы. В обществе это должно
уйти, это неправда. (Говорит общие слова.) Вам важно, кто учить ребёнка будет,
а не какой краской крашены стены.
Я работала в архивах и
читала письма выпускников 37-41 годов, и они писали учителям, они благодарили
их. Наша киноиндустрия, если захочет, то снимет хороший фильм.
Екатеринбург: Российское движение школьников. Какова роль
родителей в нём? Как принять участие ребятам?
ЯЧ:
У каждого есть личностные качества, проявляющиеся в школьном возрасте. РДШ —
это о тех аспектах, которые в молодом человеке нужно раскрыть. Есть сайт. Там
патриотическое движение, школьные СМИ и т. д.
ОВ:
У нас 150 пилотных школ. Теперь о семье. Если собрать историю своей семьи и
поделиться с друзьями, то это уже хорошее начало. Историю города, села, завода.
ЯЧ:
РДШ — это 4 направления, в них отдельные проекты, но главное — это желание
школьников и диалог с ними.
Зачитаем вопросы с
сайта.
Сайт: Какие изменения планируются в ЕГЭ в ближайшие три
года?
ОВ:
Уйдут тесты из физики, химии, биологии. В русском языке и литературе будет
устная часть.
Будет качественное
углубления в наполнении ЕГЭ. Я буду против натаскивания на ЕГЭ во внеурочное
время в рамках школы.
Сайт: Зачем третий час физкультуры? Дети прогуливают, а
учителя не приходят, потому что на соревнованиях.
ОВ:
Почему бы нам не сделать на третьем уроке физкультуры ритмику, какие-нибудь па?
Не надо ждать инициативу сверху. Используйте этот час творчески.
Сайт: Будет ли обращено внимание на технологию?
ОВ:
Будет стандарт 2016/17 года. Будет и есть.
Сайт: Почему нет черчения?
ОВ:
Есть. 6-7 класс.
Сайт: Бумажные и электронные учебники?
ОВ:
Есть и идут параллельно, по-другому никак.
Сайт: Второй иностранный язык?
ОВ:
На усмотрение школы.
Астрахань. Виталий Гутман,
министр образования АО: У нас 50 человек в зале, почти 2000 родителей онлайн и
6500 педагогов, все школы участвуют.
Астрахань: Школа переходит на совместное обучение, часто под
маркой инклюзии происходит ликвидация специализированных программ, учителя
просто не готовы к обучению «других детей», предпочитают отправлять детей даже
с сохранным интеллектом в коррекционные школы для детей с нарушением
интеллекта. Каким образом будет компенсироваться разница в скорости усвоения
материала? И ещё: мы знаем, что в других регионах сокращают количество
коррекционных школ. Будет ли это у нас?
ОВ:
Тенденция эта остановлена, никакого закрытия коррекционных школ не планируется,
и более того, ещё до моего прихода так было. Это не моё новшество. Две части
ответа. Первая часть. Некоторые мамы говорят: я не хочу, чтобы мой ребёнок
учился здесь. Так быть не должно. Мы должны учить детей доброте и тому, что
есть люди иные, не такие, как ты. Это первое — доброта. В октябре мы проведём в
школах урок доброты. Вторая часть. Стандарт разрешает продлевать нам обучение
ребёнка с ОВЗ. У нас есть полный стандарт для детишек с умственным отставанием,
поэтому мой ответ должен вас удовлетворить. Есть все возможные вещи, чтобы эти
дети проходили программу, если есть отставание, более длительное время. (Дальше
общие слова о доброте, милосердии и сострадании.)
ЯЧ:
Инклюзивное образование — это «переосмысление ценностей общества в целом» для
нас сегодня, это вопрос «сосуществования».
Астрахань: Согласно Концепции дополнительного образования детей развитие дополнительного образования идёт за счёт негосударственного сектора. Как государство будет контролировать качество этого образования?
ОВ:
Позволю себе зачитать.
ВИДЕО1
Татарстан, Казань: Не секрет, что учебники из федерального перечня не
соответствуют принципу преемственности в изучении материала. В учебниках разное
содержание. Какая работа ведётся с авторами и издателями и как формируется
федеральный перечень?
ОВ:
Есть федеральный перечень, они заменяются каждые 5 лет, и есть
научно-методический совет при министерстве по учебникам, это известно. Верно,
что можно перейти в другую школу и оказаться с другим учебником. Это касается
единого образовательного пространства, о котором говорит президент, и
содержания учебников. По закону школы сами корректируют те примерные программы,
которые есть, по типу и по сути. Я считаю, что разработка историко-культурного
стандарта (ИКС) — это важное событие. Это не единый учебник, а три линии
учебников по историко-культурному стандарту, где представлены артефакты,
которые не требуют разночтения мировоззренческого, они требуют прочтения
фактологического. В прошлых учебниках многое зависело от мировоззрения автора,
который его писал. Этого быть не должно. Первый
ИКС ввела Голландия, это проходило 7 лет. Есть артефакты, которые школьники
обязаны знать, есть двадцать сложных вопросов отечественной истории, к ним
специальные методические пособия разрабатываются и разработаны, есть
региональный аспект, принята Концепция филологического образования (но это
концепция, а не стандарт), идёт апробация математической концепции, и мы пойдём
по этому пути. Это взвешенный подход: участвует педагогическое сообщество, т.
е. профессионалы, экспертное сообщество и общественность, в первую очередь
родители. Меня будет интересовать содержательная часть гуманитарного блога:
«чему? и «как?»
Севастополь: Планирует ли правительство РФ привлекать молодых
специалистов в школы?
ОВ:
Планирует и осуществляет. Есть программа «О мерах комплексной поддержки молодых
педагогов». Это очень обширная программа. Позволю себе зачитать.
ВИДЕО2
Каждый регион может
вводить в неё свои меры.
ЯЧ:
В РДШ пришло много молодых педагогов, им 20 с чем-то лет.
ОВ:
В этом году в педагогические вузы приняли на 4000 студентов больше и пришло 60
стобалльников.
Москва (зал): Раньше дети в школах работали руками, были уроки
труда, перетекавшие в работу на производстве, учебно-производственные
комбинаты. Как сейчас выбирать профессию, если нет представления о профессиях?
Меня мои производственные навыки до сих пор кормят, хотя профессия у меня
другая. Нужно не просто, чтобы папа-мама приходили и рассказывали, а чтобы дети
работали. Если добавить один час труда, то и усвоение математики улучшится.
ОВ:
На уроках технологии (труд) всё это есть. В стандарте 17-ого года есть всё. Это
как раз «делать руками», а не только кнопки-кнопки-кнопки. Это первое. Второе —
это вопрос профориентации. Но школы должны относиться к нему серьёзно и
прикладывать все усилия, чтобы профориентация в школе была. Есть всё, но надо
захотеть это делать. Могу обещать, что мы эти механизмы будем заставлять
работать.
Московская область,
Лобня (зал): Уйдут ли шестидневка
и вторая смена? Вторая половина дня и суббота нужны для кружков и секций.
ОВ:
Третья и вторая смена уйдут за счёт программы «2025» (строительство 92 новых
школ). Второй вопрос о нагрузке. Максимально допустимая нагрузка во 2-4 кл. —
26 ч., для 5 кл. — 32 ч., для 6-ого —33 ч., для 7-ого — 35 ч., 8-9 — 36, 10-11
— 37. Для первого класса при пятидневной неделе — 21 час. Пятидневка есть и
расширяется.
Северная Осетия,
Владикавказ (времени нет, но
приветствия не заканчиваются!!!): В объединённых комплексах школа-детсад
сокращают ставки логопеда, а детей с нарушениями много. Какая планируется
работа?
ОВ:
Школа сама решает, будет ли в штате логопед. Чаще всего не бывает. Что в этой
проблеме может помочь? В стране 9500 центров, где такая помощь оказывается. До
2020 года на эти центры выделят 320 млн для усовершенствования их работы.
Карелия, Петрозаводск: Как защитить детей от информации, причиняющей вред
духовному, нравственному и физическому здоровью детей? Что делает министерство?
ОВ:
Дома вы можете ограничивать ребёнка в тех сайтах, которые не нужны. В школах
должна быть замена Интернета активной деятельностью — это кружковая
деятельность: спорт, музыка, творчество, мы должны замотивировать ребёнка на
это. В октябре не первый год пройдут уроки безопасности в Интернете. На них
детям рассказывают обо всех опасностях. Действовать надо заодно: всё зависит от
того, что вы говорите ребёнку дома. Это сложная проблема, решение идёт трудно.
Рязанская область,
Рязань: Как будет
поддерживаться техническое и инженерное обучение детей в кружках?
ОВ:
В этом году министерство образования объявило конкурс среди региональных
школьных технопарков, чтобы у них был более высокий уровень. Регионов,
получивших средства на создание таких технопарков, достаточно. Надеюсь, регионы
нас слышат.
Санкт-Петербург: От взаимодействия родителей со школой многое
зависит. Каков механизм просвещения родителей в сфере государственного и
общественного управления образованием?
ОВ:
Родители сегодняшних детей росли в 90-ых, и сегодняшний молодой родитель
нуждается в психолого-педагогической помощи по разным причинам. Приведу пример.
Когда мы принимали ОРКСЭ, то мы изучали кто что выбирает, и выясняется, что 56%
выбирает светскую этику. Родители считали, что это не область философии, а
этикет. Я за партой в последний раз сидела в 42 года. Учиться надо всегда. У
нас в 35 регионах приняты специальные программы по созданию семейных клубов,
где школа и родители вместе. В 16-ом году была принята программа «Родительский
университет», там совместные конкурсы и мероприятия, совместная работа.
ЯЧ:
Скажите о проекте «Я сдам ЕГЭ».
ОВ:
Начиналось это с регионов Северного Кавказа, результаты он дал хорошие.
ЯЧ:
Дайте резюме об этом собрании. Впечатления?
ОВ:
(Общие слова и благодарности). Встречи должны стать ежегодными. Есть сайт,
обратная связь. Обращайтесь по острым вопросам.
Спасибо за "вольную стенограмму". Да уж, сократили, отжали "воду")))
ОтветитьУдалитьВопросы решил отразить все, а не свести всё дело к 5-7 тезисам, как сделали некоторые ресурсы. В этих тезисах остаётся ещё меньше сути, чем было в оригинале.
УдалитьИли Вы имеете в виду, что всё равно много осталось?
УдалитьЖеня, очень благодарна за стенограмму. Полезное дело для моих коллег и меня.
ОтветитьУдалитьВсегда рад быть полезным, Светлана Георгиевна! Я из этого мероприятия узнал об РДШ.
Удалить