четверг, 18 октября 2012 г.

Урок №4. Практикум по задачам на лексическое богатство языка

Перед Вами обещанный на прошлом уроке практикум. В него не включены задачи на знание фразеологизмов (за исключением комбинаторных задач), так как эти типы заданий будут рассмотрены позднее в отдельных постах. По фразеологизмам можете также почитать урок прошлого года подготовки.

Начнём с традиционного разбора одной задачи.


 2011 г., 8-9 кл., 4 балла.

 13. Чтобы лучше узнать мнение о себе своих подданных, Генрих IV часто пу-
тешествовал …
(А) анонимно; (Б) псевдонимно; (В) безымянно;
(Г) инкогнито; (Д) маскарадно.


Решение. Анализируя варианты, легко понять, что подразумевается манера Генриха IV путешествовать тайно, не разглашая своего имени. 

Далее применим метод исключения 

  • Вариант (Д), конечно, не подходит, потому что, если бы император и одевал бы для сокрытия своей личности маску, что само по себе трудно представить реальностью, то это нельзя было бы выразить словосочетанием путешествовал маскарадно, так же, как нельзя сказать путешествовал празднично; такие слова обладают иной сочетаемостью, можно, например, сказать, одеться, выглядеть маскарадно, празднично, но не путешествовать. Безотносительно к задаче: данное слово хоть и в очень малом числе словарей, но зафиксировано.
  • Вариант (А) не подходит, так как анонимными принято называть письма, звонки и иные формы обращения к кому-либо без называния своего имени, так что анонимно можно звонить, писать, жаловаться, поздравлять или просто обращаться к кому-либо, но не путешествовать.
  • В варианте (Б) представлено несуществующее слово, но даже если не знать об этом, то можно учесть тот факт, что псевдонимы обычно берут творческие личности, причём часто это связано с их биографией или творческой деятельностью, а не с каким-то расчётом, а правителям брать псевдонимы вовсе несвойственно.
  • У слова из варианта (В) ещё меньший спектр сочетаемости, безымянным мы, пожалуй, сегодня называем только палец.
В итоге остаётся ответ (Г) инкогнито. Это заимствование также означает тайно, без называния имени. Вспомните хотя бы "Ревизор" Н. В. Гоголя. 

Ну а дальше сами!

РМ-2011. Лексическое богатство.

2-3 классы
1. Переходя через улицу, городские жители часто видят …
(А) пчелу; (Б) осу; (В) тигра; (Г) зебру; (Д) лося.
 2. Джон угостил Петю яблоком. «Спасибо!» — сказал Петя. Что
должен ответить Джон?
(А) Будь здоров! (Б) Твоё здоровье! (В) На здоровье!
(Г) Доброго здоровья! (Д) Здравия желаю!
 8. Мама купила яблоки, сливы, клубнику и чернику. Какого варенья
она не могла сварить из этих фруктов и ягод?
(А) яблочного; (Б) сливочного; (В) клубничного;
(Г) черничного; (Д) она могла сварить все эти варенья.
9. Какое из приведённых слов может обозначать не только музы-
кальный инструмент?
(А) флейта; (Б) гусли; (В) тромбон; (Г) труба; (Д) пианино.
11. Что не может идти?
(А) автобус; (Б) платье; (В) снег; (Г) урок;
(Д) идти могут и автобус, и платье, и снег, и урок. 13. Самолёт — пилот, поезд — машинист, карета — ?
(А) кучер; (Б) каретник; (В) водитель; (Г) лакей; (Д) вожатый.
19. Герой сказочной повести А. М. Волкова «Волшебник Изумрудно-
го города» Страшила больше всего на свете мечтал, чтобы у него
был _________ ум. Он пришёл за помощью к волшебнику Гудвину,
и тот наполнил голову Страшилы иголками и булавками. Какое сло-
во мы пропустили?
(А) гибкий; (Б) глубокий; (В) живой; (Г) острый; (Д) светлый.

4-5 кл.
18. В выражении широкая дорога слово дорога можно заменить словом
путь: широкий путь. В четырёх данных ниже выражениях слово дорога
тоже можно легко заменить словом путь, а в одном такая замена
выглядит необычно. В каком?
(А) дальняя дорога; (Б) долгая дорога; (В) железная дорога;
(Г) прямая дорога; (Д) трудная дорога

6-7 кл.
3. Какое из слов: золотой, серебряный, медный, стеклянный — может быть
нарицательным существительным?
(А) золотой; (Б) серебряный; (В) медный; (Г) стеклянный; (Д) никакое.
6. Что нельзя закатить?
(А) телегу; (Б) мяч; (В) рукава; (Г) глаза; (Д) скандал.

11. В какой из фраз (А)–(Г) слово походил употреблено неправильно?
(А) Щенок походил на медвежонка, и его назвали Умкой.
(Б) Коля походил по комнате и успокоился.
(В) Гроссмейстер походил пешкой на два поля вперёд.
(Г) Вася походил немного в бассейн и бросил.
(Д) Во всех фразах (А)–(Г) слово походил употреблено правильно.
16. В каком выражении обычно не заменяют глагол глядеть глаголом смот-
реть?
(А) глядеть не на что; (Б) на ночь глядя; (В) глядеть сквозь пальцы;
(Г) глядеть правде в глаза; (Д) гляди в оба.
17. Какая рыба дала название одному из свойств человеческого характера?
(А) щука; (Б) ёрш; (В) сом; (Г) линь; (Д) акула.
24. В русском языке многие неопределённые формы глаголов (инфинитивы)
устроены так, что если их написать без мягкого знака, то получится форма
ед. или мн.ч. 3-го лица того же глагола. В каком случае, убрав мягкий знак,
мы получим форму другого глагола?
(А) садиться; (Б) вернуться; (В) наесться; (Г) бояться; (Д) решаться.
 28. В одной газете читаем:
 «Девяносто два года — возраст солидный. Но, глядя на Мухтара Юсу-
повича Юсупова, ни за что не скажешь, что он разменял сотый деся-
ток. Держится просто молодцом, на лице улыбка».
А как надо было написать?
(А) разменял девяностый десяток; (Б) разменял девятый десяток;
(В) разменял десятый десяток; (Г) разменял девять десятков;
(Д) разменял десять десятков.

8-9 кл.
1. Как нельзя продолжить фразу: Стоять … ?
(А) на руках; (Б) на голове; (В) на своём;
(Г) на чём свет; (Д) на часах.
 3. В каком предложении прилагательное убедительный употреблено не
совсем в том значении, что в остальных?
(А) Школьник привёл убедительный пример.
(Б) Версия следователя достаточно убедительна.
(В) Убедительная просьба в верхней одежде не входить.
(Г) Последний довод оказался самым убедительным.
(Д) Ну как, моя речь была убедительна?
5. Какое из этих слов не употребляется как вводное?
(А) напротив; (Б) право; (В) прямо; (Г) наоборот; (Д) далее.

10-11 кл.
1. Какие из этих слов обозначают человека:
1) намордник, 2) наследник, 3) подзатыльник, 4) подкаблучник, 5) подлокотник?
(А) только 2; (Б) 1 и 2; (В) 2 и 4; (Г) 3 и 5; (Д) никакие.
17. К четырём из данных ниже слов можно добавить в начале один и тот же слог и получить
новое слово с близким значением. Найдите пятое, с которым так сделать не получится.
(А) хвалиться; (Б) хвастаться; (В) бахнуть; (Г) рельеф; (Д) лясы.
18. Сын-студент пишет отцу домой:
Деньги _____ — _____ деньги.
Что мы дважды пропустили в этом анекдоте?
(А) пошли; (Б) прошли; (В) вышли; (Г) нашли; (Д) ушли.
27. ¬поведь. Сколько разных приставок можно подставить на место знака ¬?
(А) ни одной; (Б) одну; (В) две; (Г) три; (Д) четыре.

Чтобы узнать ответы, выделите нижний белый фон под этим предложением.

2-3: ГВБГДАГ
4-5: В
6-7: АВВББДВ
8-9: ГВВ
10-11: ВБВД

Вопросы, замечания и предложения с удовольствием принимаются в комментариях.

2 комментария:

  1. потренировалась) Вот бы ещё ответы правильные поместить, можно было бы себя проверить)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хорошо, добавлю в пост ниже. Вы имеет в виду только этот урок или и все остальные?

      Удалить

Спасибо вам за то, что читаете мой блог! Мне будут очень полезны ваши комментарии по теме этого сообщения.

Если у вас нет аккаунта в Blogger, то, чтобы оставить комментарий, выберете из выпадающего меню строчку Имя/URL, укажите своё имя и напишите отзыв в поле для текста.

Анонимность не приветствуется.

Чтобы вставить гиперссылку, используйте код:

<a href="ССЫЛКА">ТЕКСТ</a>

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...