Перед Вами обещанный на прошлом уроке практикум. В него не включены задачи на знание фразеологизмов (за исключением комбинаторных задач), так как эти типы заданий будут рассмотрены позднее в отдельных постах. По фразеологизмам можете также почитать урок прошлого года подготовки.
Начнём с традиционного разбора одной задачи.
Далее применим метод исключения
Начнём с традиционного разбора одной задачи.
2011 г., 8-9 кл., 4 балла.
13. Чтобы лучше узнать мнение о себе своих подданных, Генрих
IV часто пу-
тешествовал …
(А) анонимно; (Б) псевдонимно; (В) безымянно;
(Г) инкогнито; (Д) маскарадно.
Решение. Анализируя варианты, легко понять, что подразумевается манера Генриха IV путешествовать тайно, не разглашая своего имени.
Далее применим метод исключения
- Вариант (Д), конечно, не подходит, потому что, если бы император и одевал бы для сокрытия своей личности маску, что само по себе трудно представить реальностью, то это нельзя было бы выразить словосочетанием путешествовал маскарадно, так же, как нельзя сказать путешествовал празднично; такие слова обладают иной сочетаемостью, можно, например, сказать, одеться, выглядеть маскарадно, празднично, но не путешествовать. Безотносительно к задаче: данное слово хоть и в очень малом числе словарей, но зафиксировано.
- Вариант (А) не подходит, так как анонимными принято называть письма, звонки и иные формы обращения к кому-либо без называния своего имени, так что анонимно можно звонить, писать, жаловаться, поздравлять или просто обращаться к кому-либо, но не путешествовать.
- В варианте (Б) представлено несуществующее слово, но даже если не знать об этом, то можно учесть тот факт, что псевдонимы обычно берут творческие личности, причём часто это связано с их биографией или творческой деятельностью, а не с каким-то расчётом, а правителям брать псевдонимы вовсе несвойственно.
- У слова из варианта (В) ещё меньший спектр сочетаемости, безымянным мы, пожалуй, сегодня называем только палец.
В итоге остаётся ответ (Г) инкогнито. Это заимствование также означает тайно, без называния имени. Вспомните хотя бы "Ревизор" Н. В. Гоголя.
Ну а дальше сами!
РМ-2011. Лексическое
богатство.
2-3 классы
1. Переходя через улицу, городские жители часто видят …
(А) пчелу; (Б) осу; (В) тигра; (Г) зебру; (Д) лося.
2. Джон угостил Петю
яблоком. «Спасибо!» — сказал Петя. Что
должен ответить Джон?
(А) Будь здоров! (Б) Твоё здоровье! (В) На здоровье!
(Г) Доброго здоровья! (Д) Здравия желаю!
8. Мама купила
яблоки, сливы, клубнику и чернику. Какого варенья
она не могла сварить из этих фруктов и ягод?
(А) яблочного; (Б) сливочного; (В) клубничного;
(Г) черничного; (Д) она могла сварить все эти варенья.
9. Какое из приведённых слов может обозначать не только
музы-
кальный инструмент?
(А) флейта; (Б) гусли; (В) тромбон; (Г) труба; (Д) пианино.
11. Что не может идти?
(А) автобус; (Б) платье; (В) снег; (Г) урок;
(Д) идти могут и автобус, и платье,
и снег, и урок. 13. Самолёт — пилот, поезд — машинист, карета — ?
(А) кучер; (Б) каретник; (В) водитель; (Г) лакей; (Д)
вожатый.
19. Герой сказочной повести А. М. Волкова «Волшебник
Изумрудно-
го города» Страшила больше всего на свете мечтал, чтобы у
него
был _________ ум. Он пришёл за помощью к волшебнику Гудвину,
и тот наполнил голову Страшилы иголками и булавками. Какое
сло-
во мы пропустили?
(А) гибкий; (Б) глубокий; (В) живой; (Г) острый; (Д)
светлый.
4-5 кл.
18. В выражении широкая дорога слово дорога можно заменить
словом
путь: широкий путь. В четырёх данных ниже выражениях слово
дорога
тоже можно легко заменить словом путь, а в одном такая
замена
выглядит необычно. В каком?
(А) дальняя дорога; (Б) долгая дорога; (В) железная дорога;
(Г) прямая дорога; (Д) трудная дорога
6-7 кл.
3. Какое из слов: золотой, серебряный, медный, стеклянный —
может быть
нарицательным существительным?
(А) золотой; (Б) серебряный; (В) медный; (Г) стеклянный; (Д)
никакое.
6. Что нельзя закатить?
(А) телегу; (Б) мяч; (В) рукава; (Г) глаза; (Д) скандал.
11. В какой из фраз (А)–(Г) слово походил употреблено
неправильно?
(А) Щенок походил на медвежонка, и его назвали Умкой.
(Б) Коля походил по комнате и успокоился.
(В) Гроссмейстер походил пешкой на два поля вперёд.
(Г) Вася походил немного в бассейн и бросил.
(Д) Во всех фразах (А)–(Г) слово походил употреблено
правильно.
16. В каком выражении обычно не заменяют глагол глядеть
глаголом смот-
реть?
(А) глядеть не на что; (Б) на ночь глядя; (В) глядеть сквозь
пальцы;
(Г) глядеть правде в глаза; (Д) гляди в оба.
17. Какая рыба дала название одному из свойств человеческого
характера?
(А) щука; (Б) ёрш; (В) сом; (Г) линь; (Д) акула.
24. В русском языке многие неопределённые формы глаголов
(инфинитивы)
устроены так, что если их написать без мягкого знака, то
получится форма
ед. или мн.ч. 3-го лица того же глагола. В каком случае,
убрав мягкий знак,
мы получим форму другого глагола?
(А) садиться; (Б) вернуться; (В) наесться; (Г) бояться; (Д)
решаться.
28. В одной газете
читаем:
«Девяносто два года —
возраст солидный. Но, глядя на Мухтара Юсу-
повича Юсупова, ни за что не скажешь, что он разменял сотый
деся-
ток. Держится просто молодцом, на лице улыбка».
А как надо было написать?
(А) разменял девяностый десяток; (Б) разменял девятый
десяток;
(В) разменял десятый десяток; (Г) разменял девять десятков;
(Д) разменял десять десятков.
8-9 кл.
1. Как нельзя продолжить фразу: Стоять … ?
(А) на руках; (Б) на голове; (В) на своём;
(Г) на чём свет; (Д) на часах.
3. В каком
предложении прилагательное убедительный употреблено не
совсем в том значении, что в остальных?
(А) Школьник привёл убедительный пример.
(Б) Версия следователя достаточно убедительна.
(В) Убедительная просьба в верхней одежде не входить.
(Г) Последний довод оказался самым убедительным.
(Д) Ну как, моя речь была убедительна?
5. Какое из этих слов не употребляется как вводное?
5. Какое из этих слов не употребляется как вводное?
(А) напротив; (Б) право; (В) прямо; (Г) наоборот; (Д) далее.
10-11 кл.
1. Какие из этих слов обозначают человека:
1) намордник, 2) наследник, 3) подзатыльник, 4)
подкаблучник, 5) подлокотник?
(А) только 2; (Б) 1 и 2; (В) 2 и 4; (Г) 3 и 5; (Д) никакие.
17. К четырём из данных ниже слов можно добавить в начале
один и тот же слог и получить
новое слово с близким значением. Найдите пятое, с которым
так сделать не получится.
(А) хвалиться; (Б) хвастаться; (В) бахнуть; (Г) рельеф; (Д)
лясы.
18. Сын-студент пишет отцу домой:
Деньги _____ — _____ деньги.
Что мы дважды пропустили в этом анекдоте?
(А) пошли; (Б) прошли; (В) вышли; (Г) нашли; (Д) ушли.
27. ¬поведь. Сколько разных приставок можно подставить на
место знака ¬?
(А) ни одной; (Б) одну; (В) две; (Г) три; (Д) четыре.
Чтобы узнать ответы, выделите нижний белый фон под этим предложением.
2-3: ГВБГДАГ
4-5: В
6-7: АВВББДВ
8-9: ГВВ
Чтобы узнать ответы, выделите нижний белый фон под этим предложением.
2-3: ГВБГДАГ
4-5: В
6-7: АВВББДВ
8-9: ГВВ
10-11: ВБВД
Вопросы, замечания и предложения с удовольствием принимаются в комментариях.
Вопросы, замечания и предложения с удовольствием принимаются в комментариях.
потренировалась) Вот бы ещё ответы правильные поместить, можно было бы себя проверить)
ОтветитьУдалитьХорошо, добавлю в пост ниже. Вы имеет в виду только этот урок или и все остальные?
Удалить