Продолжаю хвалить интересный блог "Привычка не думать" публикацией ещё одного поста из его архива на тему человеческого доверия.
Доверие человеческое - парадоксальнейшая штука. Сегодня мы рассмотрим два ярких примера, чтобы хорошо это ощутить.
Первый пример про зиму. Представьте, что холодной зимой Вы прочитали новость о том, что где-то в далёком, но большом городе (например, Екатеринбурге) в автобусе очень замёрз человек. Так сильно замёрз, что умер. И ездит по городу уже 4 часа, потому что никто не может принять решение, что с ним делать (скорая выезжает только к живым, ПАТП раньше с такой проблемой не сталкивалось, не знает, что делать и т.д.). Чтобы пассажиры не пугались падающего трупа, кондукторша привязала его к швабре, чтобы он "сидел ровно". Дико? Давайте почитаем такие новости: здесь, здесь, здесь, здесь и, воспользовавшись поисковыми системами, легко найти ещё несколько сотен аналогичных заявлений от информационных сайтов разного уровня (крупнейшие сайты, конечно, уже давно удалили эту "новость" со своих страниц).
Вообще-то, ерунда полная. Автор сам потом сознался в своём блоге, что придумал эту "новость", сильно замёрзнув в автобусе, пока ехал на работу. И отправил её нескольким своим друзьям - те понимали, что это просто шутка. И тоже пошутили - переслали текст знакомым журналистам. И маховик раскрутился. Подробнее об этом можно прочитать здесь (увы, исходный текст из сети удалён, но легко можно найти места, где его растиражировали). Люди так хотели верить в кошмар, что взахлёб придумывали новые подробности этой "зимней сказки".
Давайте поглядим на свежий пример: Фриц Морген придумал новое толкование старых поговорок. Идея забавная, толкования есть интересные - короче, хорошая затея. Как водится, интересные тексты растащили по всему интернету, забывая написать, что это и откуда пошло. И вот мы имеемвнушительный список сайтов, предлагающих нам истинное толкование пословиц, свежее научно-популярное лингвистическое исследование и просто открытие века. Так хочется верить, что какая-то мысль является правдой, что голова многих тысяч людей отказывается провести хотя бы простейшую проверку.
Нас создали эмоциональными, но наградили мощным мозгом. Конечно, надо быстро и точно реагировать на угрозу (иначе вымрем), но явно ошибочно верить любой яркой формулировке. На этом построены манипуляции людьми, значит необходимо работать над собой, вырабатывая в себе способность оперативно их замечать (это сложный первый шаг) и игнорировать.
Доверие человеческое - парадоксальнейшая штука. Сегодня мы рассмотрим два ярких примера, чтобы хорошо это ощутить.
Первый пример про зиму. Представьте, что холодной зимой Вы прочитали новость о том, что где-то в далёком, но большом городе (например, Екатеринбурге) в автобусе очень замёрз человек. Так сильно замёрз, что умер. И ездит по городу уже 4 часа, потому что никто не может принять решение, что с ним делать (скорая выезжает только к живым, ПАТП раньше с такой проблемой не сталкивалось, не знает, что делать и т.д.). Чтобы пассажиры не пугались падающего трупа, кондукторша привязала его к швабре, чтобы он "сидел ровно". Дико? Давайте почитаем такие новости: здесь, здесь, здесь, здесь и, воспользовавшись поисковыми системами, легко найти ещё несколько сотен аналогичных заявлений от информационных сайтов разного уровня (крупнейшие сайты, конечно, уже давно удалили эту "новость" со своих страниц).
Вообще-то, ерунда полная. Автор сам потом сознался в своём блоге, что придумал эту "новость", сильно замёрзнув в автобусе, пока ехал на работу. И отправил её нескольким своим друзьям - те понимали, что это просто шутка. И тоже пошутили - переслали текст знакомым журналистам. И маховик раскрутился. Подробнее об этом можно прочитать здесь (увы, исходный текст из сети удалён, но легко можно найти места, где его растиражировали). Люди так хотели верить в кошмар, что взахлёб придумывали новые подробности этой "зимней сказки".
Давайте поглядим на свежий пример: Фриц Морген придумал новое толкование старых поговорок. Идея забавная, толкования есть интересные - короче, хорошая затея. Как водится, интересные тексты растащили по всему интернету, забывая написать, что это и откуда пошло. И вот мы имеемвнушительный список сайтов, предлагающих нам истинное толкование пословиц, свежее научно-популярное лингвистическое исследование и просто открытие века. Так хочется верить, что какая-то мысль является правдой, что голова многих тысяч людей отказывается провести хотя бы простейшую проверку.
Нас создали эмоциональными, но наградили мощным мозгом. Конечно, надо быстро и точно реагировать на угрозу (иначе вымрем), но явно ошибочно верить любой яркой формулировке. На этом построены манипуляции людьми, значит необходимо работать над собой, вырабатывая в себе способность оперативно их замечать (это сложный первый шаг) и игнорировать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Спасибо вам за то, что читаете мой блог! Мне будут очень полезны ваши комментарии по теме этого сообщения.
Если у вас нет аккаунта в Blogger, то, чтобы оставить комментарий, выберете из выпадающего меню строчку Имя/URL, укажите своё имя и напишите отзыв в поле для текста.
Анонимность не приветствуется.
Чтобы вставить гиперссылку, используйте код:
<a href="ССЫЛКА">ТЕКСТ</a>