пятница, 14 сентября 2012 г.

Интеллектуальный клуб в нашей школе

Сегодня в нашей школе появился интеллектуальный клуб. Точнее, появился он более двух с половиной лет назад, но ... давайте обо всём по порядку.

Вообще, я давно считаю (класса с седьмого), что учёба в школе - это весьма скучное мероприятие, хоть и необходимое для жизни, ведь получать знания для будущей профессии по-любому надо. Но если разум говорит, что это полезно, то эмоциональный фон от этого из серого розовым не становится. В школе мы ежедневно учим факты, формулы, правила и со временем это занятие начинает казаться всё более скучным. На то есть разные причины: дублирование материала, изученного в одном классе в курсе следующего, сухой и однообразный алгоритм изучения (бытовое "выучили-сдали"), доисторические методы в подаче материала (передиктовка текста параграфа для её перезаписи в тетрадь) и (самое страшное!) господство принципа "не пойми, а выучи", я называю это "принцип Уголовного Кодекса". Так, несмотря на то, что само по себе расширение кругозора само по себе полезное занятие, далеко не во всех школах (или совсем ни в одной?) могут сделать этот процесс ещё и увлекательным.

А при каких же условиях появляется интерес? Всё очень просто: интерес размножается в условиях ...



 - ПРИМЕНЕНИЯ изучаемой информации,
 - изучение не только готовых, но и рождаемых собственным мышлением фактов,
 - ПОНИМАНИЕ, а не зазубривание ("бараний" подход) правил, фактов, формул.

Первое условие в школах худо-бедно присутствует (мы пишем на изученные правила тесты-практикумы-диктанты), а вот со вторым и третьим - беда. Факты, как правило, даются ученикам только в готовом виде, и очень часто отсутствие ответа на вопрос "Почему так?" в порядке вещей. Я очень сильно понимаю учеников, которые бросают к чертям собачьим всё это учить. И сам я до сих пор продолжаю быть отличником, потому что мне всё-таки интересен хотя бы процесс расширения кругозора, но то, что подача материала скучна, а реальной реализации способностей мозга в школах практически нет, - это факт! Понимание, в лучшем случае, присутствует на уроках точных и естественных наук (и то НЕ всегда!), а вот в гуманитарных... Дам 100 долларов ученику, который знает, почему ЖИ-ШИ пишется с И))). Читайте на эту тему мою теорию "Страшный учебник".

Как же решить проблему глобальной скукоты учёбы? Ответ прост: нужно проводить политику популяризации процесса получения знаний. Как? Массовым проведением различных интеллектуальных игр, олимпиад и конкурсов ИМЕННО НА ШКОЛЬНОМ УРОВНЕ. Конечно, сегодня школьники участвуют в конкурсах, но как-то неглобально и немассово. Это либо отдельные учителя, ищущие конкурсы и игры городского уровня и выше для своих учеников, либо даже сами ученики. Но всё это неидеально не только тем, что имеет точечный характер, но и тем, что порой преподносится как занятие, имеющий практический интерес ("А вы грамоту получите!"). Если в младших классах это работает, то старшеклассники уже понимают, что поступление в вуз зависит от результатов ЕГЭ, а не от толщины игрушки, называемой портфолио. Мотивация для участия должна быть честной. Один из наших учителей русского языка всегда говорит: "Вы это делаете для себя, для расширения кругозора, для пополнения копилки знаний". Это более честно. Для младших это замечательная мотивация во всём участвовать, а старшие не чувствуют себя обманутыми, понимая малоценность грамот, но все равно продолжают играть, потому что "для себя, это можно!"

Вернёмся к вопросу о том, ЧТО я конкретно предлагаю. Повторюсь, что любой конкурс НЕшкольного уровня имеет точечный характер и мало популяризирует обучение в массах. Зачастую популярность конкурса подкашивает платность, особенно на фоне знания об условной ценности наград. Один ученик в нашем тогдашнем 10 классе как-то сказал: "Зачем я буду платить сорок рублей, за то, чтобы мне дали бумажку?". Этот же ученик в седьмом классе участвовал в  подобном же конкурс за эти же сорок рублей и при той же бумажке. Да, энтузиазм с годами у многих падает, но массовое вовлечение в интеллектуальные мероприятия с целью популяризации знаний должно быть в школе обязательно. К сожалению, дело в отсутствии в школах такой политики не только в инертности и меркантильности (ведь проведение конкурса стимулирующими не оценят) учителей, но и в их занятости бумажной волокитой, тем более, если мы говорим о проведении и поддержке таких конкурсов администрацией школы. Но ведь должен быть в школе такой человек, который этим занимается?

Я расскажу на примере нашей школы. В 2009-10 году у нас в школе появился такой человек. Это была завуч Точилина Марина Валентиновна. Она рассказала нашим учителям о существовании спортивного ЧГК ("Что? Где? Когда?") для школьников и предложила поучаствовать в этом нашим 9-11-классникам (я тогда был восьмиклассник). Информация о "каком-то новом конкурсе" была автоматом слита мне. Я вошёл в одну из команд и полностью заразился. Начав в сентябре представлять школу в области в составе своей команды, в которой я как-то, абсолютно не претендуя, единогласно стал капитаном и в составе которой мы с первой же игры заняли первое место в районе, шестое - в области, в январе я уже провёл первую школьную игру для всех желающих, на которую пришли команды из всех классов, кроме 11-ого, который я взял в жюри. В феврале я узнал, что Марина Валентиновна от нас и уходит. Когда первый шок прошёл, то я понял, что без меня о каком-то там ЧГК большинство забудет через месяц:-) Так, получив одобрение администрации нашей школы, я продолжил вести школьный интеллектуальный клуб, которому в январе 2013-ого уже исполнится 3 года, и представлять лучшие команды школы в областном ЧГК. А в конце 2011-ого (спустя два года!) в нашей школе опять появился "такой человек". Теперь в нашей школе появился (не формальный, а действующий!) Ученический Совет школы из лидеров классов, выбранных самими учениками прямым тайным голосованием, в который вошёл и я от нашего 11а. А сегодня, то есть уже вчера, на первом собрании Совета оказалось, что у Ольги Ивановны (наш теперешний "такой человек") также есть свои наработки по ведению интеллектуального клуба в школе. Это был момент, в который я понял, что это хороший шанс подключить администрацию к нашему клубу (хотя мне и без неё  неплохо), и я сказал, что в нашей школе уже есть интеллектуальный клуб, только занимаются им не учителя или администрация, а один сумасшедший мальчик.

Вот так в нашей школе живёт и здравствует интеллектуальный клуб. Надеюсь с подключением администрации Ольги Ивановны посещаемость клуба, а главное, популярность знаний вырастет ещё больше в нашей школе. Вообще, на тему возрастания популярности интеллекта можно прочитать здесь. Может, кто-то из читателей моего блога заинтересуется моделью ведения интеллектуального клуба в школе, и он внесёт в жизнь своей школы этот элемент популяризации знаний. Какие игры проводить, как оценивать и так далее - это индивидуальные разработки каждого, хотя если кто заинтересуется, конечно, расскажу. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Спасибо вам за то, что читаете мой блог! Мне будут очень полезны ваши комментарии по теме этого сообщения.

Если у вас нет аккаунта в Blogger, то, чтобы оставить комментарий, выберете из выпадающего меню строчку Имя/URL, укажите своё имя и напишите отзыв в поле для текста.

Анонимность не приветствуется.

Чтобы вставить гиперссылку, используйте код:

<a href="ССЫЛКА">ТЕКСТ</a>

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...