понедельник, 4 января 2016 г.

Как работать с видеолекцией. Часть 1. Теоретическое осмысление

Источник
Мне часто приходится работать с видеолекциями, поэтому нужно куда-то выложить наблюдения-размышления.

Однократное прослушивание (просмотр) лекции без любой фиксации и практики мало чем отличается от обычной лекции: пассивный материал постепенно забывается. Но практика по лекции предусмотрена не всегда (хорошо это продумано, например, в том же Универсариуме). 

Для запоминания материала хорошо подходит составление конспекта видеолекции. Конечно, это не тот же самый конспект, что пишется по обычной лекции, есть существенные различия. 

Предлагаю ознакомиться с результатами моего опыта.

Памятка по работе с небольшой лекцией-уроком (5–20 минут)

1. Если лекция небольшая, и у вас есть время, то желательно первый раз прослушать/просмотреть её, ничего не фиксируя. Просто слушайте. Запись мешает сосредоточиться.

2. После первого прослушивания попытайтесь устно перечислить всё, что запомнили. Для начала не ключевые моменты, а всё. Неважно, что всё — это очень малый объём, важно понять, что вы запоминаете с первого прослушивания.

3. Этот пункт можно сначала пропустить, если трудно, и выполнить позже!

Если удалось запомнить не слишком мало, то выделите, что из этого — опорные точки. Можете письменно (но только после прослушивания!) набросать примерный план будущего конспекта.
А
1
2
Б
1
2
В

Всё это очень примерно! Структурируйте информацию так, как она у вас структурируется — вместо пунктов могут быть рисунки, схемы, графы. Не страшно, если после первого прослушивания, вы не запомнили почти ничего, тогда не пишите план до второго прослушивания. В любом случае важен не объём запомненного, а умение прощупывать структуру. Учитесь запоминать то, что относится к А, Б, В, а не к 1, 2, 3.

4. Второе прослушивание. Теперь уже осознанно пытайтесь разбивать информацию на А, Б, В. Записывайте не речь лектора, а структуру его информации — отбираем только главное и структурируем, визуализируем так, как удобно! Линейная фиксация информации — самая непродуктивная! Структурная фиксация, но только один текст — тоже плохо, добавьте хоть немного визуализации. Очень хорошо, когда она есть в самой лекции, тогда вам просто нужно делать скриншоты.

Но! Одна только раскадровка из десятков скриншотов не позволит вам запомнить и усвоить материал. Теоретические пункты входящие в А, Б, В и их подпункты лучше всё-таки писать, даже если они даны в скриншотах, так вы способствуете запоминанию информации, «проживаете» её.

5. При втором прослушивании вы можете перематывать или останавливать лекцию, когда вам нужно. Пользуйтесь этим! Прослушайте несколько раз то, что не поняли. Вернитесь к тому, что уже законспектировали и сверьте структуру с линейной речью лектора. Пропустите то, что вы хорошо понимаете.

6. Если графики в лекции нет и скриншотить нечего, рисуйте сами! Рисунки, графы, схемы, таблицы. Можно просто рисовать от руки и потом сканировать, если нет удобного сервиса. Всю графику (скриншоты и сканы) лучше вставить в нужные места конспекта, а не только сохранить в отдельной папке с изображениями по лекции.

7.

  • После фиксации главного, можно пометить и второстепенные детали из лекции. Выделите их нежирным серым шрифтом — это метка со значением: пока не нужно, но может пригодиться.
  • Если сама лекция предлагает вам новые методы по работе с информацией, то это не относится к теории предмета, которую вам нужно усвоить. Изучите эти методы отдельно, в конспекте их лучше пометить жирным серым шрифтом.
  • Вы можете пометить рядом с серыми пунктами время, на котором о них говорится в видео. Когда вам нужно будет к этому вернуться, вам не придётся искать нужный фрагмент хаотичной перемоткой.


8. Отметьте пометкой Важно! то, что отсутствует в лекции, но необходимо по теме. Запомните, что эти пробелы нужно будет восполнить из других источников! Полезно даже вынести эту пометку в  начало конспекта.

9. Можете прослушать лекцию в третий раз и внести какие-либо завершающие штрихи.


Если вы читаете этот пост, значит, учиться ещё не поздно! Удачи!

4 комментария:

  1. Евгений, за столько лет у меня уже сложились свои правила работы с видеолекциями, но Ваш материал обязательно посоветую старшеклассникам. Им пригодится, они только начинают учится по-взрослому)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А вы никуда не выкладывали свои наработки, Анна Борисовна? Мне тоже было бы полезно дополнить свой опыт.

      Удалить
  2. Женя, большое спасибо за полезный материал.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Георгиевна! Пожалуйста! Рад, что мой материал оказался вам полезен.

      Удалить

Спасибо вам за то, что читаете мой блог! Мне будут очень полезны ваши комментарии по теме этого сообщения.

Если у вас нет аккаунта в Blogger, то, чтобы оставить комментарий, выберете из выпадающего меню строчку Имя/URL, укажите своё имя и напишите отзыв в поле для текста.

Анонимность не приветствуется.

Чтобы вставить гиперссылку, используйте код:

<a href="ССЫЛКА">ТЕКСТ</a>

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...