среда, 10 октября 2012 г.

Урок №2. Задачи на применение теоретической базы языка

Перед Вами очередной урок курса интенсивной подготовки к "Русскому медвежонку". На прошлом я предложил Вам свою классификацию задач РМ по содержанию, согласно которой они делятся на категории "Русский язык" и "Лингвистика". Задания по русскому языку можно разделить на теоретические, требующие знания совокупности правил языка, то есть теоретической базы, и лексические, для решения которых необходимо обладать богатым лексиконом.

Сегодня я предлагаю попрактиковаться на первом типе задач. О них нужно знать следующее:


  • теоретические задачи - это фактически самые простые задания в конкурсе (хотя формально они могут оцениваться и в 3, и в 4, и в 5 баллов), так как практически всё, что они требуют, - это знание правил русского языка;
  • теоретические задачи, особенно в чистом виде, встречаются в конкурсе крайне редко, чаще встречаются их комбинаторные варианты, которые требуют и знания правил, и наличие богатого лексикона;
  • если Вы испытываете трудности при решении данного типа задач, то Вам ничего более нельзя посоветовать, кроме изучения и повторения правил русского языка.
Итак, для сегодняшнего практикума я постарался подобрать, как можно более "чистые" теоретические задачи по материалам конкурса РМ-2011, чтобы Вы отрепетировали именно теоретическую базу русского языка, но по традиции начнём с демонстрационного решения одной из не самых простых задач.

Пример задачи. РМ-2011, 6-7 кл., 5 баллов

Джон изучает русский язык. Однажды преподаватель дал ему список музыкальных инструментов: арфа, балалайка, барабан, гусли, саксофон, скрипка, труба — и попросил найти в словаре все слова, которыми можно назвать музыкантов-мужчин, играющих на этих инструментах. Джон верно выполнил задание. Сколько разных суффиксов оказалось в выписанных им словах?
(А) два; (Б) три; (В) четыре; (Г) пять; (Д) шесть.

Решение
Это комбинаторная задача, так как для неё ещё важно правильно образовать нужные слова. Но с этим у русскоговорящего человека проблем возникнуть не должно. Получается следующий список:
арфа - арфист;
балалайка - балалаечник;
барабан - барабанщик;
гусли - гусляр;
саксофон - саксофонист;
скрипка - скрипач;
труба - трубач. 
А вот верно выделить и посчитать в них суффиксы, судя по одной из историй на официальном форуме конкурса, о которой я даже писал отдельный пост, получилось не у всех. Камнем преткновения стал балалаечник, в котором можно ошибочно выделить два суффикса -еч-  и -ник-. На самом же деле в слове балалаечник один суффикс -ник и корень балалаеч-. Вдумайтесь: в слове балалайка корень балалайк-, а при образовании слова балалаечник звук й сохраняется, но добавляется беглая гласная е, а звук к чередуется с ч: балала[йэ]чник. То же самое, например, в паре слов: шишка - шишечка. Тут корень шишк- трансформируется в шишеч-.
Вы можете почитать пост с обсуждением задачи отдельно.

А теперь собственно сам практикум.

РМ-2011. Теоретическая база
2-3 кл.
17. Какое слово в середине
предложения пишется с маленькой буквы?
(А) Россиянин; (Б) Александр; (В) Сергеевич; (Г) Новгород;
(Д) все
перечисленные слова всегда пишутся с большой буквы.
18. Если названия месяцев записать по алфавиту, то первый месяц
года, январь, окажется в этом списке последним, двенадцатым. А
какой по счёту месяц окажется в этом алфавитном списке первым?
(А) четвёртый; (Б) седьмой; (В) восьмой;
(Г) девятый; (Д) двенадцатый.
Задачи, оцениваемые в 5 баллов
21. Мануэла изучает русский язык и уже неплохо говорит по-русски,
но вместо звуков [л] и [л’] произносит одинаковый средний звук. Она
прочитала пары слов:
1) лук — люк, 2) угол — уголь, 3) выл — вил.
В каких парах слова звучали одинаково?
(А) в 1 и 2; (Б) в 1 и 3; (В) в 2 и 3; (Г) только в 1; (Д) только в 2.
4-5 кл.
8. Джон захотел открыть русский рыбный ресторан под названием
«Ч...деса в реш...те», но засомневался, как правильно написать.
Помогите ему правильно вставить буквы:
(А) у, ы; (Б) ю, е; (В) ю, и; (Г) у, э; (Д) у, е.
9. В каком падеже формы местоимений он, она, оно, они всегда
начинаются с согласного н?
(А) в родительном; (Б) в дательном; (В) в винительном;
(Г) в творительном; (Д) в предложном.
14. В фильме «Приключения Буратино» лиса Алиса и кот Базилио поют:
«Не прячьте ваши __________ по банкам и углам». Как правильно
пишется пропущенное слово?
(А) денешки; (Б) денюшки; (В) денижки;
(Г) денюжки; (Д) денежки.
23. Сколько разных пар по твёрдости — мягкости образуют согласные
звуки в скороговорке Сеня вёз сена воз?
(А) ни одной; (Б) одну; (В) две; (Г) три; (Д) четыре.
6-7 кл.
10. — Я знаю англи_кий, францу_кий и неме_кий языки, — сказал старик
Хоттабыч. — А вы, о знающие русский, заполните пропуски в этом предло-
жении!
(А) с, с, тс; (Б) йс, з, ц; (В) йс, зс, ц; (Г) с, з, ц; (Д) с, зс, тц.
21. Для какого примера невозможно слитное написание:
1) (во)все, 2) (со)всем, 3) (на)весь, 4) (во)всю?
(А) только для 1; (Б) только для 2; (В) только для 3; (Г) только для 4;
(Д) для всех примеров возможно как раздельное, так и слитное написание.


26. Я был ра…троган до слёз ра…казом про то, как семья белых медведей
искала себе новое жильё, потому что их любимая льдина ра…таяла. Что
надо поставить вместо многоточий?
(А) сс, с, сс; (Б) с, сс, с; (В) с, сс, сс; (Г) сс, сс, с; (Д) сс, сс, сс. 26. Я был ра…троган до слёз ра…казом про то, как семья белых медведей
искала себе новое жильё, потому что их любимая льдина ра…таяла. Что
надо поставить вместо многоточий?
(А) сс, с, сс; (Б) с, сс, с; (В) с, сс, сс; (Г) сс, сс, с; (Д) сс, сс, сс.
8-9 кл.
6. Корабли шли … курсами.
(А) парралельными; (Б) паралельными; (В) параллейными;
(Г) паралейными; (Д) параллельными.
8. Анализируя текст, Маша записала: В тексте встретилось шесть при-
лагательных, три наречия, ... , а дальше задумалась, как же правильно
написать. Помогите выбрать правильный вариант:
(А) два количественного числительного;
(Б) два количественные числительные;
(В) два количественных числительных;
(Г) двое количественные числительные;
(Д) двое количественных числительных.
16. Помогите Вове написать объяснительную записку директору школы:
Окно само разбилось, я тут …
(А) нипричём; (Б) непричём; (В) не причём;
(Г) ни при чём; (Д) ни причём.
17. Какое из данных ниже слов имеет окончание?
(А) паче; (Б) иначе; (В) вече; (Г) далече; (Д) нынче.
 23. У корня глагола ходить (-ход-) есть вариант -хаж- (расхаживать), сов-
падающий с исходным только одной буквой. У какого из перечисленных
ниже глаголов корень имеет вариант, ни одной буквой не совпадающий с
исходным?
(А) вертеть; (Б) искать; (В) слать;
(Г) чтить; (Д) такого глагола нет.
24. Штефан начал изучать русский язык. Он уже многое произносит пра-
вильно, но в начале слов вместо глухих согласных произносит парные им
звонкие. Штефан прочитал пять слов: сад, суп, шутка, шить, порт. Сколь-
ко раз у него получились другие слова русского языка?
(А) один; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) пять
10-11 кл.
6. Одно из стихотворений О. Э. Мандельштама называется «Веницейская жизнь». А как
оно должно было бы называться в соответствии с современными языковыми нормами?
(А) Венетийская жизнь; (Б) Веницианская жизнь;
(В) Венецианская жизнь; (Г) Винецианская жизнь; (Д) Венецейская жизнь.
15. Человек человеку волк, а кенгуру кенгуру кенгуру. Слова в каких падежах
встречаются в этой фразе?
(А) Два раза в именительном, два раза в винительном и два раза в дательном.
(Б) Четыре раза в именительном, один раз в винительном и один раз в дательном.
(В) Четыре раза в именительном, один раз в родительном и один раз в дательном.
(Г) Четыре раза в именительном и два раза в дательном.
(Д) Пять раз в именительном и один раз в дательном.
26. Разыскивая тайник, он обошёл вдоль и поперёк дорожки парка, заметив за-
брошенную часовню, обошёл её вокруг и, отыскав между кустами жимолости ход
внутрь, остановился рядом.
Сколько предлогов в данной выше фразе?
(А) один; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) не меньше пяти.

Задачи, выделенные жёлтым цветом, - комбинаторные, остальные - почти или полностью чисто теоретические.

Если нужно помочь с какой-то задачей, пишем комментарии!
До встречи!

Комментариев нет :

Отправить комментарий

Спасибо вам за то, что читаете мой блог! Мне будут очень полезны ваши комментарии по теме этого сообщения.

Если у вас нет аккаунта в Blogger, то, чтобы оставить комментарий, выберете из выпадающего меню строчку Имя/URL, укажите своё имя и напишите отзыв в поле для текста.

Анонимность не приветствуется.

Чтобы вставить гиперссылку, используйте код:

<a href="ССЫЛКА">ТЕКСТ</a>

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...