среда, 9 ноября 2016 г.

Русский медвежонок. Часть 2. Разбор интересных задач 2015 г. (4-5 кл.)


Продолжаю публикации разбора задач. Пропускаю только фонетические и другие задачи повышенной сложности, требующие обстоятельного подхода, которым посвящу отдельные посты. До конкурса осталось 5 дней!

А. Сомин (3 балла)

Полотно по-белорусски называется палатно. А что по-белорусски называется
нагавіцы? (Белорусское і читается как русское и.)
(А) штаны; (Б) варежки; (В) рукава; (Г) наушники; (Д) очки.



Решение. Очевидно, что в белорусском языке безударное [а] может обозначаться буквой а в тех случаях, когда по-русски оно передаётся буквой о. Тогда нагавiцы по-русски писалось бы *ноговицы. Какой здесь можно выделить корень? Например, ног-, и тогда это что-то связанное с ногами. Получается ответ (А).

Работа в кружке. Многие сообразили и логику объяснили правильно, некоторые попались на варежках. Кто-то ответил и на каверзный вопрос — зачем в задаче первое предложение. Справились и усвоили, почему просто так менять буквы нельзя. А вы можете ответить на наш каверзный вопрос?

М. Рубинштейн (4 балла)

В словарях нет глагола очитаться, но в последнее время многие люди его
употребляют. А что он значит?
(А) ‘составить отчёт’; (Б) ‘устать от чтения’; (В) ‘неправильно прочитать’;
(Г) ‘прочитать слишком много’; (Д) ‘увлечься чтением’.

Решение. Если нужно составить отчёт, то это значит, что нужно отчитаться. Помнить написание этого слова не нужно, оно устанавливается по слову отчёт, которое есть в задаче. Устать от чтения или прочитать слишком можно обчитавшись, а если зачитался или даже расчитался, то вероятно, увлёкся чтением. А глагол очитаться устроен так же, как опечататься (неправильно напечатать), описаться (неправильно написать), оговориться (неправильно сказать), ослышаться (неправильно услышать), и тогда логично заключить, что он означает «неправильно прочитать».

Работа в кружке. Разделились на тех, кто за (А) и кто за (В) примерно пополам. Вторые смогли убедительно объяснить первым, почему не (А), но не смогли через аналогии объяснить свой ответ (оговориться, описаться), сказали, что выбрали (В) интуитивно.

А. Пиперски (5 баллов)

Даны два русских слова, закодированных так, как это делается в общераспространённой компьютерной кодировке Юникод:

баня: 1073 – 1072 – 1085 – 1103,
дождь: 1076 – 1086 – 1078 – 1076 – 1100.

Как расшифровывается слово 1088 – 1105 – 1074?
(А) ров; (Б) сев; (В) рёв; (Г) рыб; (Д) ряд.

Решение. Сначала нужно убедиться, что каждой букве соответствует своё четырёхзначное число (так, в слове дождь две буквы Д и у них одинаковое число), а потом, что эти числа следуют друг за другом согласно алфавитному порядку: если букве А соответствует число 1072, а букве Б — 1073 (это ясно из условия), то букве В будет соответствовать 1074, а это именно то число, которым оканчивается нужное нам слово, тогда варианты (Г) и (Д) отпадают. Нам нужно найти соответствие для 1088. Так как числу 1086 соответствует буква О, то 1087 — это П. а 1088 — Р, так отпадает вариант (Б). Число 1105 выбивается из системы, ведь уже буква Я — это 1103, а больше букв в алфавите нет, но анализируя варианты (А) и (В) мы видим, что это число соответствует либо О, либо Ё, а буква О уже занята числом 1086. Тогда ответ (А) рёв. А буква Ё действительно занимает в Юникоде особое место.

Можно обратить внимание, что в задаче буквам Д и Ж соответствует числа 1076 и 1078, т. е. между буквами в алфавите стоят две буквы (Е и Ё), а между числами при счёте только одно число (1077). Это подтверждает, что у Ё должен быть особый номер.

Работа в кружке. Задача оказалась для детей сложнее, чем я ожидал. Но одни самостоятельно додумались до принципа и после этого уже с другими решили задачу. Постепенно делятся на тех, кто умеет думать творчески и придумывать шаблоны, и тех, кто успешнее работает по этим шаблонам.

М. Рубинштейн (5 баллов)

Персонажи сказки итальянского писателя Джанни Родари «Приключения Чиполлино» ― фрукты и овощи. Перед вами названия нескольких глав из неё по-итальянски и их буквальные переводы. Имена некоторых персонажей пропущены.

1. Schiaccia un piede … al gran principe Limone
(… отдавил ногу великому принцу Лимону).

2. Come fu che il sor … fabbricò la sua casina
(Как вышло, что господин … построил себе домик).

3. Il terribile cane Mastino è preso per sete da …
(Ужасного пса Мастино спасает от жажды …).

4. II barone …, con Fagiolone porta-pancia
(Барон … с Фасолинкой, носильщиком живота).

5. Topo-in-capo perde il decoro, mentre esulta …
(Мышь-командир теряет достоинство, тем временем ликует …).

А вот пропущенные имена в перепутанном порядке:

Cipollino (луковка), Cipollone (большая луковица), Melarancia (апельсин), Zucchina (кабачок), Pomodoro (помидор). 

Ответьте, в каком порядке они стоят в названиях глав. Знакомство со сказкой для этого не обязательно.

(А) Cipollino, Cipollone, Melarancia, Pomodoro, Zucchina;
(Б) Zucchina, Pomodoro, Melarancia, Cipollone, Cipollino;
(В) Melarancia, Zucchina, Cipollone, Pomodoro, Cipollino;
(Г) Cipollone, Cipollino, Zucchina, Pomodoro, Melarancia;
(Д) Cipollone, Zucchina, Cipollino, Melarancia, Pomodoro.

Решение. Дело в том, что названия глав делятся на две части, которые рифмуются между собой. Рассмотрим первый пример.

Schiaccia un piede … al gran principe Limone

Нам нужно что-то рифмующееся с Limone. Это Cipollone. Дальше задача решается легко, хотя нужно принимать в расчёт, что слова на второй и третьей позиции ещё и рифмуются между собой, поэтому надо смотреть на слова четвёртой и пятой позиции.

Работа в кружке. Сам я эту задачу не решил. Дети тоже не решили. Но задача красивая. Быть может, стоило взять только три главы, а не пять. Очень громоздко, всё рябит в глазах.

А. Иткин (3 балла)

Какая буква может стоять после буквы щ?
(А) ъ; (Б) ы; (В) ь; (Г) э; (Д) ни одна из перечисленных стоять не может.

Решение. Конечно, только Ь: вещь, мощь, помощь (сущ.); плющь, таращь (глаг.).

Работа в кружке. Мои дети (аналогичное явление описывают и авторы сборника с этой задачей) разделились на группы: одни решили задачу правильно, а вторые подумали, что дело в алфавитном порядке букв (и тогда ответ Ъ). Так что получилась задача на анализ формулировки, ведь если бы суть сводилась к алфавиту, то речь шла бы о букве, которая не «может стоять», а «стоит» после буквы Щ.

Б. Иомдин (3 балла).

Как не говорят?
(А) клубничина; (Б) черничина; (В) маличина;
(Г) брусничина; (Д) земляничина.

Решение. Конечно, не говорят маличина. Более интересно то, почему так не говорят. Исторически сложилось, что в русском языке закрепилось чередование к//ч, которое и представлено в остальных вариантах: клубника — клубничина, черника — черничина и т. д. А малина оканчивается на –н.

Работа в кружке. Задачу решили все, но почему так сложилось, не объяснили. Дошли до сути вместе.

Е. Бикмаев (3 балла)
Что означает встречающееся в некоторых русских говорах слово льзя?
(А) ‘нужно’; (Б) ‘можно’; (В) ‘невозможно’;
(Г) ‘запрещено’; (Д) ‘обязательно’.

Авторское решение. Очевидно, слово льзя и слово нельзя имеют противоположные значения. Следовательно, льзя значит ‘можно’.

Работа в кружке. Решили, сказали, что слишком просто и это немного сбивает. Меня тоже иногда сбивают простота и желание перекрутить.

Послесловие. Цитаты с этим словом можно в большом количестве найти в Нацкорпусе. При обсуждении задачи Людмила Фёдорова предложила, например, такие:

У Державина в стихотворении “Похвала розе” есть такая строка: “Льзя ль розой не назвать?”.

Когда в сказке П.П. Ершова “Конёк-Горбунок” Иванушка окунулся в трёх котлах и обернулся красавцем, народ изумился:

«Эко диво! ― все кричали. -
Мы и слыхом не слыхали,
Чтобы льзя похорошеть!»

Цитаты эти хороши тем, что смысл слова льзя из них вовсе не очевиден (но из более прозрачных цитат он, конечно, восстанавливается уверенно).

Чтобы убедиться, что это слово и вправду употребляется в говорах, можно открыть Словарь русских народных говоров.



И. Иткин (4 балла)

Какое из этих слов в современном русском языке не образовано от слова женского
рода?
(А) вилка; (Б) чашка; (В) шубка; (Г) мышка; (Д) башенка

Решение. Здесь нужно понять, от чего образованы слова в задаче. Оказывается, только слово вилка не удаётся соотнести ни с одним другим словом женского рода. Слово вилы не имеет формы ед. ч. и рода. Остальные слова тривиальны: чаша — чашка, шуба — шубка, мышь — мышка, башня — башенка.

Работа в кружке. Решили, вспомнили о  словах, не имеющих форм ед. ч.

П. Аркадьев (5 баллов)

Какое слово образовано не так, как другие?
(А) закалка; (Б) скакалка; (В) сушилка; (Г) сеялка; (Д) мигалка.

Решение. Во всех словах, кроме (А), -л- — это суффикс: скакать — скакалка, сушить — сушилка, сеять — сеялка, мигать — мигалка. А закалка образовано от глагола закаляться, где буква Л часть корня.

Работа в кружке. Оказалась довольно сложной для детей. Решили совместно.

И. Иткин (5 баллов)

Какой из этих глаголов реже остальных сочетается с подлежащим в единственном
числе?
(А) выкупить; (Б) закупить; (В) накупить;
(Г) подкупить; (Д) раскупить.

Решение. Конечно, важно не спутать подлежащее с дополнением. Один человек может что-н. выкупить, закупить или кого-то подкупить. Накупают обычно много вещей, но слово, обозначающее вещи, будет в предложении дополнении: Я накупил много марок. А вот когда мы говорим, что товар раскупили, то обычно имеется в виду, что это сделали разные люди, в единственном числе этот глагол звучит странновато: Я раскупил* все марки. Конечно, это слово имеет ед. ч., но часто сочетается с собирательными существительными: народ раскупил, толпа раскупила и т. д.

Работа в кружке. Сначала спутали подлежащее с дополнением, но дошли до сути и были видны горящие глаза, когда поняли, в чём соль. Ради этого всё и существует.

Все материалы этой темы собраны на странице Русский медвежонок

Удачи!

2 комментария:

  1. Здравствуйте, Евгений! Какую большую серьёзную работу Вы ведёте! С интересом прочила пост! Это задачи для 4-5 класса? Уверена,что многие взрослые люди многого не знают. Понравилось слово "очитаться", хотя я его не слышала, и даже компьютер его подчёркивает. А почему бы ему не быть? Есть же слово "ослышаться". Спасибо, Вы просто молодец! Отличный разбор! Буду советовать нашим словесникам для рекомендации школьникам.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Людмила Фёдоровна! Здесь как раз суть в том, что можно заранее и не знать, но установить ответ логическим путём. Это моделирует собой деятельность настоящих учёных, ведь у них «готовых знаний» и «алгоритмов», как действовать в конкретной нестандартной ситуации. Но шаблонные задачи в прошлое не уйдут: как я написал в посте, одним легче творить шаблоны, другим — по ним работать.

      Удалить

Спасибо вам за то, что читаете мой блог! Мне будут очень полезны ваши комментарии по теме этого сообщения.

Если у вас нет аккаунта в Blogger, то, чтобы оставить комментарий, выберете из выпадающего меню строчку Имя/URL, укажите своё имя и напишите отзыв в поле для текста.

Анонимность не приветствуется.

Чтобы вставить гиперссылку, используйте код:

<a href="ССЫЛКА">ТЕКСТ</a>

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...